Портал газеты «Самарский Университет»
www.universite.ssau.ru
Самарский государственный университет
  Самарский государственный университет    


   Номер газеты за декабрь 2006 г.:
   Снег
   Архив газеты:
   Абитуриент:
   Центр УМА:
   Редакция:

Портал дополнительного образования в Самарском государственном университете

Официальный сайт кафедры английской филологии СамГУ

Портал Грамота.ру

Из истории духовной мысли

К открытию Храма святой мученицы Татианы при Самарском госуниверситете

Самарский государственный университет, пригласительно разрешая на своей территории Знания быть Дому Божию, Небу на земле, а именно, Храму святой мученицы Татианы, тем самым наследует и утверждает «столичный» образ непротивительного и нераздельного стояния человека в духе и истине, явленный в образовательном пространстве России 170 лет назад, когда при Московском университете был освящен Храм святой мученицы Татианы (25 января 1837).

Наследуемое Слово

Самарский государственный университет, пригласительно разрешая на своей территории Знания быть Дому Божию, Небу на земле, а именно, Храму святой мученицы Татианы, тем самым наследует и утверждает «столичный» образ непротивительного и нераздельного стояния человека в духе и истине, явленный в образовательном пространстве России 170 лет назад, когда при Московском университете был освящен Храм святой мученицы Татианы (25 января 1837). Сегодняшнее обретение на Самарской земле – в «малом» пространстве России – «столичного» образа целительного согласия побуждает обратиться к смыслу подобного обретения и согласия. Благо, что есть источник, доносящий до нас беспримесную чистоту понимания такого высокого единения знания и веры! Это речи Филарета, митрополита Московского: «Слово на освящении храма Святой мученицы Татианы при Московском университете» (1837) и «Слово в день мученицы Татианы» (1851).

Речи святителя Филарета исполнены в жанре «слова», точнее, в сверхжанровой «единице» христианского высказывания, всегда помнящей о своем первоисточнике – Евангелии, Благовествовании, и более того, сохраняющей энергию славянской «буквенной первофразы», написанной Константином-Кириллом Философом: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины». Иначе говоря, речь, ориентированная на Ипостасное Слово, не только изнутри духовно оплотнена, христологична, но и нацеливает воспринимающего человека на «соединительный переход», на «высшее образование». Подобное духовно оплотненное и нацеливающее слово подобает говорить служителю Слова, архипастырю.

Ниже мы публикуем отрывки из двух речей святителя Филарета. Они приводятся с нарушением хронологической очередности, но от этого, как представляется, являют собой общую смысловую целостность и ознакомительную последовательность материала.

МИТРОПОЛИТ ФИЛАРЕТ (Дроздов)
СЛОВО
в день мученицы Татианы

Аз бо дам вам уста и премудрость
(Евангелие от Луки)

Нынешний день есть тот, в который за несколько веков пред сим cвятая дева – диаконисса Римской Церкви Татиана – мученическим подвигом (225 г.) стяжала нетленный венец и посредством смерти за Христа родилась в бессмертную блаженную жизнь...

По правосудию Провидения день подвига для мученицы сделался и на земле днем славы, не празднословной и суетной, какова бывает слава мирская, но действительной и благотворной...

В обители высших знаний и, следовательно, можно сказать, в обители мудрости, празднуем праздник святой мученицы. Есть ли какое отношение между обителью знаний и мученицей, между мудростью и мученичеством?.. Ответствую: есть. Мученик есть сын мудрости, и уже не младенчествующий. Мученичество есть род мудрости, и очень не низкий... Для свидетельствования о Христе (на греческом языке «мученик» не иначе называется, как «свидетель») пред лицом царей и владык языческих, действующих лжемудрованием, лестью, силой и яростью, потребна была немалая мудрость...

Жребий мученичества не для всех, но мученическая мудрость не для одних мучеников. Она спасла и прославила их и светит всем на пути истины и спасения.

Созданный здесь храм вручили покровительству святой мученицы Татианы...

Не пройди мимо сего света без внимания, кто бы ты ни был, ищущий путей мудрости или только в простоте ходящий. Любопытствуй иногда небесплодным любопытством узнать сей род премудрости, которую ты, может быть, не думал искать там, где она тебе указуется, – которой не могут противитися противляющиеся, которая исходит от высокого начала, поскольку исходит от Христа: Аз дам вам уста и премудрость.

Но что за род премудрости у мучеников? Какой состав ее? Как определить ее? Для рассуждения о сем не думаю прибегнуть к руководству тех любомудрых, которые, в виду премудрости Христовой, независимо от нее столько раз предпринимали построить всеобъемлющую науку, но разрушали создание один другого и не составили даже плана, благонадежного и общеприемлемого, для предполагаемого построения. Обращусь к любомудрию старому, но не лишенному силы: нет нужды, что устарелым покажется оно пред теми, которые проповедуют бесконечное движение к новому, то есть плавание без пристани, стремление без цели. Книга Премудрости изображает премудрость следующими главными чертами: Целомудрию и разуму учит, правде и мужеству, их же потребнее ничтоже есть в житии человеком (Она научает целомудрию и рассудительности, справедливости и мужеству, полезнее которых ничего нет для людей в жизни). И вот черты премудрости, которые прекрасно и величественно светят в словах, деяниях и страданиях мучеников христианских... Когда язычество сражалось с ними угрозами, хулениями, бичами, разными орудиями пытки, огнем, раскаленным железом, кипящим маслом, мечом... они произносили славословие Богу, как свойственно победителяю!..

Целомудрие и воздержание так ли обладают нами, чтобы удерживать нас от чувственных удовольствий, по крайней мере, незаконных, страстных, излишних, от зрения и слышания, неодобрительного скромностью? Или, напротив, произвольно усиленная жажда чувственных удовольствий кажется требованием природы; привычкой к чувственным удовольствиям заглушается вкус к удовольствиям духовным; стыд не стоит на страже против нескромных зрелищ и нецеломудренных слов? – Это совсем не то, чему учит премудрость. Она учит целомудрию и воздержанию...

Христе, Божия сила и Божия премудрость! Молитвами и примерами святых Твоих мучеников поучай и научи нас премудрости, не той, которую Ты осуждаешь за ее гордость и суету, но той которая первее, убо чиста есть, потом же мирна, кротка, благопокорлива, исполнь милости и плодов благих, несумненна и нелицемерна. Аминь.

СЛОВО
на освящении храма Святой мученицы Татианы
при Московском университете

Взысках Господа, и услыша мя,
и от всех скорбей моих избави мя.
Приступите к Нему, и просветитеся, и лица ваша не постыдятся.
(Псалтырь)

Итак, вот дом молитвы под одним кровом с домом любомудрия. Святилище таин приглашено в жилище знаний, и вступило сюда, и здесь основалось и утвердилось своими тайнодейственными способами. Видно, что религия и наука хотят жить вместе и совокупно действовать к облагорожению человечества. Снисходительно, со стороны религии: возблагодарим ее снисхождению. Благоразумно, со стороны науки: похвалим ее благоразумие...

Тот, Который есть Сама Премудрость и единственный источник всякой мудрости, в Котором вся сокровища премудрости и разума сокровена, Который, открывая Свои сокровища, дает премудрость, и от лица Которого исходит познание и разум, – Он пришел сюда ныне, и притом не только как посещающий Гость, но и как водворяющийся Обитатель, и открывает здесь Свое училище, какого никто, кроме Него, ни до Него, ни после Него, не мог образовать, – училище, всегда довольно высокое для самых возвышенных умов и душ и вместе с тем довольно простое для самых простых и смиренных земли...

И что же препятствует слушать Его и поучаться от Него? Напротив, как близко и как удобно! Приступите к Нему, и просветитеся.

Сии призывные к просвещению и к Просветителю слова принадлежат очень древнему и, бесспорно, высокому служителю просвещения, царю и пророку Давиду. Повторим их несколько в большей полноте: Взысках Господа, и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя; приступите к Нему, и просветитеся, и лица ваша не постыдятся...

Если мы не так прельщены сами собою, не так чужды истины, чтобы не признавать в себе греха и, следственно, подвержены печали греха, то, спрашиваю всех имеющих или когда-либо имевших притязание на просвещение и мудрость, где та мудрость, которая бы научила меня утешиться в печали греха? Где то просвещение, которое осветило бы мне путь избавления от скорбей жизни и наипаче от скорбей совести? Где та наука, которая бы удовлетворительно разрешала ни для кого из нас не посторонний вопрос о возможном облаженствовании человека, и особенно человека согрешившего и повинного пред Богом?..

Твой Божественный свет просвещает омраченного, творческое Слово Твое восставляет падшего, исцеляет недугующего, воскрешает умерщвленного; утешение Духа Твоего или избавляет от всех скорбей, или самые скорби делает утешительными, самые страдания радостными, в причастии Твоих спасительных скорбей и страданий, с Тобою лицо мое не постыждается пред Богом Отцом Твоим и пред собственной моей совестью...

Взываю о Тебе ко всем просвещенным и непросвещенным века сего: Приступите к Нему – благоговеющим умом, верующим сердцем, молящимся духом, послушной волей, приблизьтесь, приступите к Нему, и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Аминь.

Предисловие написал и публикацию
подготовил Геннадий Юрьевич Карпенко

номер: 13 декабря 2006 г. № 10
на главную


© Copyright, Самарский государственный университет, 2005 г.   
© Copyright, веб-портал газеты «Самарский Университет», 2005 г.   
Разработка и поддержка сайта: компания «UniverSite»