Портал газеты «Самарский Университет»
www.universite.ssau.ru
Самарский государственный университет
  Самарский государственный университет    


   Номер газеты за октябрь 2006 г.:
   Архив газеты:
   Абитуриент:
   Центр УМА:
   Редакция:

Портал дополнительного образования в Самарском государственном университете

Официальный сайт кафедры английской филологии СамГУ

Портал Грамота.ру

Культпросвет

Никогда не говори… «никогда»

Есть легкое чтение, есть чтение трудное — это вопрос восприятия. Мой отец, к примеру, с трудом осилил «Мастера и Маргариту», которую я «проглотил» залпом. Есть книги серьезные, иные — так называемое чтиво. Тут уже можно крепко поспорить, какое произведение заслуживает того или иного ярлыка (и можно ли вообще делить литературу на плохую и хорошую). Так, романы Александра Дюма-старшего для меня неинтересны, я не хотел бы тратить на них время. А вот книги Сергея Лукьяненко периодически читаю. И жалею, что читаю. Но, что поделаешь, есть в них что-то такое, что притягивает к себе. Бедные мои мыши, они плакали, кололись, но продолжали жрать кактус!

Так вот. На мой взгляд, книги Александра Дюма и Сергея Лукьяненко — произведения одного порядка. Чтиво? Мне хотелось бы, чтобы этот термин ушел из лексикона читателей. Хотя бы потому, что творчество — если это творчество — заслуживает уважения.

Иное дело, если читательская биография не знает сомнений. «Колобок» — Ж. Верн-Лукьяненко — это, конечно, хорошо, но «в доме надо держать и мясные закуски».

Не так давно на российские прилавки был брошен четвертый, он же «последний», что вряд ли, «Дозор». Без сомнения, это бестселлер (кстати, пока не вспомнил английский, наивно полагал, что «бестселлер» — знак качества, но оказалось, что это всего лишь количественная констатация). Естественно, я прочитал эту книгу. Но, как в воду глядел: платить за нее сто тридцать рублей моих мышек жаба задушила. А дальше началась тихая охота. В интернете полную версию как-то оперативно подчистили, в свободном доступе осталась только первая часть книги. Хочешь узнать больше — плати один доллар и «Последний Дозор» твой. Но мир не без добрых мышей! Нашел я полную электронную версию. Через месяц, но нашел. Да и книгу вскоре принесли (правда, поздно, «Последнего» я за один день схрумкал). Кто не читал, могу для затравки процитировать последнее предложение этого текста: «Ну, неужели ты подумала, что это был последний дозор?» Пока фанаты фантаста совершенно по-гомеросимпсоновски смакуют эту надежду («м-м-м, дозо-о-ор!»), для непосвященных отпрезентую писателя и его книгу.

Сергей Васильевич Лукьяненко родился в Казахстане, по профессии он — врач-всихиатр. По его словам, сразу по окончании института понял, что любовь к фантастике сильнее интереса к медицинской работе. Печататься начал на рубеже 80-90_х годов. Книг с тех пор написал много, прославился значительно раньше выхода на экраны страны «дозорных» ухшенов. Кстати, книги о дозорах автор не считает своими лучшими произведениями. Свой жанр сам Лукьяненко определяет как «фантастику жесткого действия» или «фантастику пути». В 1999 Лукьяненко становится лауреатом «Аэлиты», старейшей отечественной премии, присуждаемой за общий вклад в развитие фантастики.

«Последний Дозор» был написан осенью 2005 года. За сорок дней. По словам самого автора, решил попробовать, получится ли написать книгу очень быстро? В ближайшие два года о дозорах слышать не хочет. Но, на мой взгляд, это вряд ли. Заставят! Уговорят! Конан-Дойл тоже от Холмса отбрыкивался. Не получилось. Теперь Василию Ливанову аглицкая королева «пасип» говорит.

Собственно художественных достоинств четвертой книги о дозорах, мягко говоря, немного. Членение композиции книги на три части сохранено, но, в отличии от предыдущих «Дозоров», это не три самостоятельные повести, связанные между собою сюжетно, а история одного расследования, разбитая на три части. Тематически «Последний Дозор» ближе к «Сумеречному», который можно рассматривать как первую часть дилогии. Все эти упрощения легко объяснимы скоростью, с которой создавалась книга.

Также, как и предыдущие, этот бестселлер открывают две резолюции дозоров — типа, данный текст покатит для дел и темных, и светлых (и почему у нас еще нет анекдотов на эту тему!). Те же герои, та же дожевываемая и структурируемая модель мира — с сумраком и Иными, своеобразные правила игры, оставляющие все меньше загадок поклонникам непознаваемого. Сюжет динамичен и завязан на крепкой интриге, разрушить которую способен только Иван-дурак — светлый иной-недотепа Антон Городецкий. Все так же обаятелен Зовулон, и чертовски хитер Гесер. Те же, но уже более слабо звучащие в контексте, обрывки чужих песен. Характерная черта, роднящая «Последний Дозор» с «Сумеречным» — едкая ирония автора («задумчивые швейцарские диспетчеры» и «меткие украинские ракетчики»). Минимум отступлений. Все предельно просто — интересная особенность этого «голого» текста. Он прозрачен, его легко трансформировать в сценарий. Действие — диалоги — действие — диалоги, мысли Городецкого предназначены исключительно для читателя. Смешное — неловко, трагичное — неэмоционально, ужасное — не пугает, трогательное скупиться на художественную нежность — это повествование лунатика, не осознающего куда и зачем он идет. Читатель максимально приближен к пути героя, буквально сидит у него на плече под броней охранного заклинания невмешательства. Вопрос «чем все кончится?» не в пример важнее вопроса «что происходит?». Читатель — банальный зевака, для которого устроено это представление. Я не знаю, для кого в этом большее оскорбление — для него или для автора. Судя по успеху книги, все довольны.

Но при всех недостатках «Последнего Дозора» нельзя не отметить то, чем интересен это текст. А интересен он… «Ночным Дозором». И даже в «Дневном» есть о чем подумать. Идея вообще получилась снайперской: придумать иных вот так, чтобы всем понравилось — это талант! Этого не хватало. Иные были необходимы, как когда-то был востребован капитан Немо со своим «Наутилусом», как дом на луне Константина Эдуардовича, как звезда «К.Э.Ц.» Беляева, как Средиземье профессора Толкиена, Волкодав Марии Семеновой. Это очередная крупная победа человеческой фантазии, равная открытию новых земель, равная открытию вообще! Именно Иные с их Дозорами будут волновать детей — этих эскулапов истины, заставлять их прислушиваться к себе, искать в себе неведомое, как когда-то смешные книжки Верна помогали чудакам идти путями открытий.

Дай-то Бог! Без шизофрении и неврозов бы… Но это-то как раз исключено, к сожалению.

В он-лайн конференции гостинной «Аргументов и фактов» Сергею Лукьяненко был задан вопрос: чувствуете ли вы ответственность за те поступки, на которые вдохновляете своих читателей?«Писатель ответил: «Да».

Это оправдание его творчества. По крайней мере, для меня. А кактусы нас жрать никто не заставляет.

Максим Тюрин

номер: 16 октября 2006 г. № 8
на главную


© Copyright, Самарский государственный университет, 2005 г.   
© Copyright, веб-портал газеты «Самарский Университет», 2005 г.   
Разработка и поддержка сайта: компания «UniverSite»