Портал газеты «Самарский Университет»
www.universite.ssau.ru
Самарский государственный университет
  Самарский государственный университет    


Органическая химия
   Номер газеты за июнь 2006 г.:
   Архив газеты:
   Абитуриент:
   Центр УМА:
   Редакция:

Портал дополнительного образования в Самарском государственном университете

Официальный сайт кафедры английской филологии СамГУ

Портал Грамота.ру

Лицо университета

Валентина Симатова «Такой вот жизненный путь...»

Она проректор по вечернему и заочному обучению СамГУ, зав. кафедрой журналистики в СГПУ, доцент, кандидат исторических наук. Гуру многих самарских журналистов - основоположник современного медиаобразования в Самаре. Воплощение распространенного и популярного ныне бренда «сильная женщина». Такой ее знают коллеги и студенты. О том же, что она рассказала мне в интервью по случаю собственного юбилея, знают немногие.
Итак, как «закалялась сталь»?

- Валентина Николаевна, расскажите о своем детстве, чем был обусловлен выбор профессии журналиста?

- Я родилась и выросла в Калужской области, в поселке городского типа, расположенном на крупной железнодорожной станция. Папа был слесарем, мама – бухгалтером. Такая очень простая семья.

Наши школы подчинялись Москве. И уровень требований был очень высок. Школу я закончила с золотой медалью, однако была очень озорным ребенком. И вопрос всегда стоял не о том, какую мне поставить оценку по алгебре или русскому языку, а о том, какую оценку поставить за прилежание и поведение. Поэтому родители меня старались загружать работой по дому. А в школе я была среди озорников. Поэтому уже во втором классе папа завел мне дневник по поведению, и каждый день учительница писала, как я вела себя. Надо сказать, что такого дневника ни у кого в классе не было. Помню, была министерская контрольная, и вели мы себя все, конечно же, удивительно хорошо. Но учительница написала мне в дневнике: «Вела себя удовлетворительно». Весь класс всегда обсуждал мои отметки по поведению. И на этот раз мы решили, что эта оценка означает «сверхотлично» (никто во втором классе еще не знал слова «удовлетворительно»). Дома у меня была договоренность с родителями, что я не хожу гулять, если у меня были какие-то замечания. А тут я упорхнула, конечно, с чистой совестью. И, когда вечером папа спросил, почему я ушла, когда у меня такая отметка, я уже начала догадываться, что что-то не так. А когда он сказал мне, что это тройка, то у меня (у которой были только пятерки за учебу и колы за поведение – других оценок не было) была очень бурная реакция: я бегала по дому, швыряла все, кричала, плакала потому, что это было несправедливо. После этого случая папа меня простил и дневник отменил. Для меня тройка и до сих пор кажется самой плохой отметкой. Это вообще не оценка, а просто милостыня, поданная кому-то.

В 11-ом классе я хотела стать учительницей: то младших классов, то литературы и русского языка, потом я была влюблена в учительницу иностранного языка и хотела быть преподавателем английского. Позже, возможно, с подачи папы, который посоветовал мне не повторять чужие мысли, а говорить что-то свое, я подумала о факультете журналистики. Написала в разные университеты, мне везде ответили, что нужен двухгодичный стаж работы, и поэтому я не могла сразу после школы поступать на этот факультет. Решила поступать на романо-германское отделение филологического факультета МГУ. Но на первом же экзамене получила свою заслуженную двойку по английскому и уехала. 1-ого августа провалила вступительные экзамены, а 6-ого августа я уже работала в редакции.

Вообще, первую свою публикацию я написала еще в 11-ом классе. И это была целая полоса о школе вместе с фотографиями, с главками. Очень так эффектно и красиво все было подано. Помню, приехала в редакцию и сказала своему будущему редактору, что я все знаю, все могу написать, но мне просто стыдно, что моя фамилия появится в газете. Поэтому можно, мол, я все напишу, а напечатаете под другой фамилией. Знаете, было такое самомнение. И редактор, конечно, захотел наказать самонадеянную девицу. Поэтому, видимо, он и сказал: «Ну, напишите что-нибудь о школе». «А сколько?» - сказала я, даже не спрашивая, что именно. Он говорит: «Примерно 20 листов текста».

Я долго не писала, т.к. всегда была чем-то сильно занята, а в то время я была секретарем комсомольской организации, очень деятельной и активной. А потом заболела. И это притом, что я росла, хоть и озорным, но здоровым ребенком, болела очень редко, поэтому любила ходить перевязанной (тогда мне хоть какая-то часть внимания доставалась) и оставаться дома. И все-таки я написала свой первый материал, прочитала маме. Мама сделала какие-то замечания, кстати, потом она всегда была моим первым читателем. Написанное я отвезла в редакцию. Долго не было ответа. А потом вдруг прислали фотокорреспондента. И мой материал вышел целой полосой. Я сразу стала местной знаменитостью. Школьники тогда ведь еще не писали в газету.

Вот так я пришла работать в газету «Знамя труда», и встал вопрос о вступлении в партию, потому что я не могла выполнять никакие задания редакции, не будучи членом Коммунистической партии. Так я стала самым молодым членом Коммунистической партии в районе.

Поступать в МГУ на факультет журналистики я поехала тогда, когда у меня уже был стаж работы, были публикации, я выдержала творческий конкурс. И теперь, как взрослый человек, как проректор университета, я понимаю, что у меня были все основания для поступления: золотая медаль и правильное происхождение (я была из семьи рабочих), к тому же я уже состояла в партии, а это значило очень многое.

5 лет учебы в Московском университете, конечно, прошли для меня недаром. Но, честно говоря, я использовала их не в полной мере, я не взяла от Москвы все то, что я должна была взять. Мы часто не умеем пользоваться теми возможностями, которые предоставляет нам молодость и случай.

Самыми интересными годами в моей жизни были годы аспирантуры. После аспирантуры я получила распределение в СамГУ. Здесь была специализация по журналистике. Однако, когда я приехала сюда и поступила на работу, журналистику уже закрыли. Я вынуждена была пройти еще один круг. Работала на кафедре истории КПСС, кафедре научного коммунизма, кафедре социологии и политологии. Прежде чем прийти к своей любимой журналистике снова. Конечно, работа на кафедрах дала мне очень много.

Сегодня я разработала и могу читать более 10 учебных курсов. И уход какого-либо преподавателя меня, как специалиста, не страшит. Я могу прочитать практически любой курс по специальности. Именно потому, что я прошла не только факультет журналистики МГУ, но и Самарский государственный университет, здесь я получила второе образование. Такой вот жизненный путь.

- Вы единственная женщина-проректор в университете, трудно ли совмещать карьеру и быть настоящей женщиной?

- Карьеру от ассистента до проректора мне тоже помогла сделать журналистика. Я прошла определенный путь организатора, администратора в связи с образованием кафедры в педуниверситете, связанный с образованием частного вуза «Самарский институт журналистики». Все это, наверное, обусловило предложение мне ректора университета Геннадия Петровича Ярового стать проректором.

Это тоже яркий период в моей жизни. Очень интересно работать проректором: встречаешься с таким количеством людей, которые ждут от тебя помощи, поддержки, решения каких-то проблем. Но одновременно и помогают тебе решать многие проблемы - деловые, научные и просто жизненные.

А вообще женщине всегда трудно. И, когда она работает и когда она не работает, особенно в нашей стране. Наших женщин любят за красоту, доброту, отзывчивость. Надо понимать, что все не просто. Это дается большим трудом. Добрые люди - это трудолюбивые люди. Люди, которые имеют много друзей, - это трудолюбивые люди. Люди, у которых хорошая семья, - это трудолюбивые люди. Люди, у которых карьера сложилась, - это трудолюбивые люди. Потому мы везде должны трудиться. Где душой не уставать трудиться, где умом, где физически. Но не жалеть себя. Когда не жалеешь себя, то обязательно получаешь желаемый результат.

Помню, когда я приехала в этот город и стала работать ассистентом, меня очень тянуло к Нине Андреевне Меркуловой, она была тогда деканом химико-биологического факультета. Мы с ней очень о многом говорили. Мне трудно сказать, чему она меня учила, но я точно знаю, что научила она меня очень многому. И Харьковская Антонина Александровна, с которой я дружила много лет, тоже многое мне дала. И, прежде всего, она помогла мне войти в самарскую среду. Самара ведь очень интересный, но сложный и противоречивый город. И стать своей в самарской среде очень и очень непросто. Очень многим я обязана Геннадию Петровичу Яровому, Евгению Фомичу Малевичу, Виктору Яковлевичу Мачневу. Эти люди ведут вперед очень многих, не забывая заботиться о них и защищать их. И, конечно, понятия «проректор» и «женщина» разные. Рядом с дочерью я всегда мама, я всегда женщина. В кабинете – проректор.

- Каковы тенденции развития журналистского образования в Самаре?

- Все меняется в этом мире - и журналистика, и журналистская система образования тоже. Мы сегодня видим, что того строгого разделения журналистики на журналистику государственную, партийную, частную, связанную с деловой сферой, рекламой, PR, уже нет. Все смешалось. Даже дипломные работы пишутся об интеграции журналистских, рекламных и пиаровских текстов. Надо учить этому. Поэтому мы говорим о журналистском образовании как о медиаобразовании, это мировая тенденция. И, конечно, мы тоже должны думать об этом.

Я не устаю говорить, что развитие журналистики в структуре социологического факультета, упор на экономические, социальные, управленческие и психологические аспекты журналистской деятельности выведут журналистику из того «филологического» тупика, в который она была поставлена временем. Она меняется. Язык тоже меняется, мы говорим сейчас о минимизации языковых средств, простоте предложений и самого языка. Но с этим простым языком мы должны добиваться глубины, четкости, понимания.

- Как воспринимаются уже дипломированные журналисты на рынке труда?

- По-разному. Вот буквально недавно я разговаривала с Константином Петровичем Ланге, главным редактором «Самарского обозрения». И я была очень довольна этим разговором. Он сказал, что не хватает профессиональных журналистов. И, действительно, у нас сейчас зарегистрировано более 1000 изданий (было их в Самарской области около 20): периодические, непериодические, радио, телевидение, Интернет. И каждое требует журналистов. А значит, они востребованы. Я думаю, каждый найдет свое место. Тем более, сколько стало направлений в журналистике! Так что надо работать, искать себя. Журналистика откликнется.

- Как Вы оцениваете развитие журналистского образования в СамГУ?

- Я хорошо оцениваю сам факт существования этой специальности в структуре университетского образования. Конечно, переживаю, что мы упустили очень много времени. Но, в конце концов, события происходят тогда, когда им положено. Может быть, судьбе было угодно, чтобы журналистика начала развиваться именно в XXI веке в нашем университете. Зато мы можем сразу идти по современным ступеням развития.

Анна Большакова,
специальность «Журналистика».

номер: 6 июня 2006 г. № 5
на главную


© Copyright, Самарский государственный университет, 2005 г.   
© Copyright, веб-портал газеты «Самарский Университет», 2005 г.   
Разработка и поддержка сайта: компания «UniverSite»