Портал газеты "Самарский Университет"
10 октября 2005 г. № 7
Самарский государственный университет
  Самарский государственный университет    


   Статьи номера:
   Архив газеты:
   Абитуриент:
   Фоторепортажи:
   КВН
   Творчество:
   Центр УМА:
   Редакция:

Официальный сайт кафедры английской филологии СамГУ

Русская Аляска

Ректор СамГУ, профессор Геннадий Петрович Яровой, в аэропорту штата Аляска

В Анкоридже состоялась Вторая сессия международного совета попечителей СамГУ

Развитие университета в современных условиях все больше определяется внешними связями вуза, теми возможностями, которые университет создает в сотрудничестве с внешними организациями, общественностью, своими выпускниками, другими вузами внутри страны и за рубежом. Об этом мы поговорили с ректором нашего университета, профессором Геннадием Петровичем Яровым и проректором по международным связям Алексеем Владимировичем Нечаевым.

Мы знаем, что этим летом у вас состоялся довольно необычный визит в США, вы посетили Аляску. Расскажите, пожалуйста, какова была цель этого визита и почему выбрано такое экзотическое место.

– Да, действительно, в августе этого года мы посетили г.Анкоридж штата Аляска (США). Это удивительное место с богатейшей природой, очень интересной культурой. К сожалению, у нас не было возможности подробно познакомиться с этим, поскольку наша поездка была рабочей и очень краткой. 15-17 августа на Аляске состоялась вторая сессия Международного совета попечителей (МСП) СамГУ, в которой мы приняли участие.

– Почему именно на Аляске?

Геннадий Петрович Яровой, Губернатор штата Аляска, Алексей Владимирович Нечаев

– Дело в том, что у совета уже сложилась традиция проводить свои встречи попеременно в России и Америке, поскольку пока большинство международных членов совета – американцы. Конечно, Аляска при этом была выбрана не случайно: во-первых, этот штат США имеет очень крепкие традиции сотрудничества с Россией, практически каждый житель Аляски тем или иным образом связан с Россией, во-вторых, Лейтенант-Губернатор Аляски является членом МСП СамГУ и любезно пригласил нас к себе в гости, и, наконец, сотрудники университета Аляски в Анкоридже с готовностью согласились помочь членам совета организовать работу сессии.

– Международный совет попечителей сейчас - во многом российско-американский проект, почему вы привлекли именно американских экспертов к этой работе?

Очень удобно путешествовать по Америке

– Американские специалисты в своих университетах выработали эффективные принципы и методы сотрудничества с общественностью: выпускниками, представителями бизнеса и промышленности, родителями студентов и будущими абитуриентами. Это позволяет вузам в США вырабатывать современные эффективные учебные программы, развивать свой имидж, привлекать в университет дополнительные ресурсы и создает ценные возможности для практики студентов и трудоустройства выпускников. Международный совет попечителей – это молодой проект, ему всего два года, и во многом он находится в стадии становления, но совет уже стал ценным ресурсом для развития СамГУ. Примеры? Значительным достижением работы совета за прошедший год стали организация визита и внешняя независимая оценка СамГУ экспертами Зальцбургского семинара в апреле 2005 г. Нина Биман, ученый секретарь нашего совета, по роду своей основной деятельности отвечает за развитие качества образования в 14 колледжах США, и, тем не менее, она в течение этого года работала с учебно-методическим управлением СамГУ над созданием студенческого портфолио. Это интересная задача, решение которой позволило бы каждому выпускнику СамГУ выходить на рынок труда с готовой трудовой историей.

– Какие вопросы обсуждались на сессии в этом году?

– У нас было всего фактически два с половиной рабочих дня, но большая подготовительная работа до сессии позволила нам провести эти дни в очень плотном графике презентаций и обсуждений. Во время сессии рассматривались следующие вопросы:

1.Вопросы внутренней и международной аккредитации вузов.
2.Использование технологии рубрикации в оценке качества знаний.
3.Роль проектной деятельности в развитии университета: система исследовательских грантов в США.
4.Система связей университета с общественностью и фандрайзинг.
5.Совместные образова тельные программы университета Аляски с российскими университетами: опыт сотрудничества, стратегии и технологии.
6.Технологии и опыт работы со студентами в вузах США.
7.Работа университета с выпускниками.

– Что вам показалось наиболее интересным в обсуждении этих тем?

Рабочий момент второй сессии Международного совета попечителей СамГУ

– Во-первых, структура бюджета американских университетов. Российское образование с необходимостью следует современным мировым тенденциям. И то, что происходит в ведущих западных университетах сегодня, может быть нашим завтра. Так вот, в среднем 35% бюджета американских университетов составляют доходы от грантовой деятельности. Очевидно, это связано с тем, что университет в США рассматривается в первую очередь как место, где производится новое знание. Американцы очень прагматичные люди, и, несмотря на то, что американцы сейчас – самая богатая нация в мире, они не могут позволить себе содержать огромные университеты только для того, чтобы готовить неопределенный продукт или торговать дипломами. Гранты – это целевые средства, которые выделяются на заранее определенную деятельность. Поэтому в развитых странах мира, по крайней мере, в течение последних 10-15 лет деньги не поступают в университеты в свободном виде, а выделяются только на конкретные проекты.

В результате, в отличие от российских преподавателей, которые почти целиком сконцентрированы на своей учебной работе, американцы основной своей работой считают участие в индивидуальных или университетских научных, образовательных или общественных проектах.

– Если проектная деятельность является финансово необходимой для американских университетов, то дает ли она какие-либо дополнительные преимущества сотрудникам или студентам?

– Несомненно, проектная деятельность позволяет преподавателям, сотрудникам и студентам развиваться в научном, методическом и личном плане, поскольку дает дополнительные ресурсы для творчества, поездок, общения с коллегами за пределами вуза и страны. Для того, чтобы такая деятельность приносила плоды, американские университеты поддерживают и стимулируют преподавателей в получении грантов, как правило, предоставляют консультации по написанию заявок и выбору фонда, осуществляют организационную поддержку участников грантовых проектов (рекомендательные письма, согласование с основной нагрузкой), обеспечивают софинансирование грантовых проектов, учитывают грантовую деятельность преподавателей при аттестации. Это выгодно и университету в целом, и отдельной кафедре, и каждому преподавателю или сотруднику.

Как связана работа Международного совета попечителей с развитием этого вида деятельности в СамГУ?

В гостях у Губернатора

– Развитие проектной деятельности СамГУ является одним из приоритетных видов деятельности Совета, который создал специальный комитет, отвечающий за развитие грантовой деятельности. Глава этого комитета Джэки Гивенс - директор службы спонсорских программ и грантов университета Кеннесо, США. Кроме того, совет пригласил к сотрудничеству уникального специалиста по грантовой деятельности Джозелин Билун, которая уже в течение многих лет работает экспертом при отборе заявок в международных фондах и организациях и у которой, кроме того, очень богатый опыт работы в России и с российскими учеными.

Джозелин дала очень интересные рекомендации по работе с международными фондами и организациями. Совет добился согласия экспертов университета Аляски и в дальнейшем помогать СамГУ в развитии проектной деятельности. В первую очередь для организации проектной деятельности нам нужны партнеры. Создание эффективного партнерства – это сложная задача, требующая специальных знаний и серьезной работы. Члены совета попечителей имеют опыт такой работы и активно помогают нам в создании новых партнерств и организации системы внешних связей.

– Была ли у вас возможность познакомиться с университетом Аляски?

– Да, конечно. Университет Аляски не только предоставил нам гостиницу для проживания и зал для конференции, но руководители университета и многие сотрудники сами активно участвовали в сессии нашего совета. Университет Аляски поделился с нами большим количеством ценных документов, и, что очень важно, мы заключили соглашение в дальнейшем сотрудничать на различных уровнях. СамГУ, в свете рекомендаций нашего Международного совета попечителей, был воспринят как потенциально очень интересный и эффективный партнер. Американские коллеги были удивлены тому, что у наших университетов очень много общих проблем, мы пытаемся решать сходные задачи, а в такой ситуации сотрудничество и взаимопомощь как нельзя более уместны и важны.

– Скажите, работает ли университет Аляски с российскими студентами?

– Университет Аляски – единственный университет в США, в котором учится такое большое количество студентов из России. Ежегодно в рамках программ совместных дипломов, по обмену и на правах обычных студентов сюда приезжает несколько сотен российских граждан. Одной из форм сотрудничества с российскими вузами являются программы двойных дипломов. И в этой сфере совет помог нам получить очень важную информацию. Ребекка Смит, директор программ Российско-американского центра университета Аляски подробно рассказала нам как о положительном, так и об отрицательном опыте сотрудничества с российскими вузами, поделилась технологией разработки программ двойных дипломов, предоставила нам большое количество образцов документов и программ.

Насколько отличается студенческая жизнь в университетах США от того, к чему мы привыкли?

– Мне кажется, есть довольно существенная разница. Студенческая жизнь – это особая и очень интересная сфера деятельности американских университетов. Сюда входит истуденческое самоуправление, и студенческие клубы и организации, и студенческие коммерческие предприятия и многое другое. Каждый американский университет имеет студенческое правительство, у которого есть свой устав, свои комитеты и которое позволяет всем студентам университета участвовать в принятии решений, касающихся их университета. Это могут быть вопросы обустройства университетской территории, порядка в общежитии, сотрудничества с преподавателями или учебных планов и программ. Случается, что взрослые – сотрудники и преподаватели – не согласны с мнением «избалованных» студентов, но все вопросы решаются на равных. Студенты имеют голос в общественных советах попечителей всех факультетов. Студенческие общественные организации и клубы – очень важная и интересная часть работы университета. В любом здании университета можно увидеть яркие плакаты, которые студенты делают и вывешивают для того, чтобы сделать свой клуб более популярным, привлечь новых членов. Начало на стр. 1 Например, в университете Аляски работает более 90 студенческих клубов и организаций, например, клуб студентов-психологов, клуб отличников, студенческий предпринимательский клуб, шахматный клуб, клуб семейных студентов.

– Занимается ли Международный Совет попечителей этим аспектом работы нашего университета?

– Да, конечно. Прежде всего, хотелось бы отметить, что студенты – не просто главная заинтересованная сторона в развитии университета. Именно для студентов существует университет, работают преподаватели, развивается наука и осуществляются все образовательные и общественные проекты. Совет привлекает постоянных экспертов по студенческой жизни. В нашем университете создана студенческая инициативная группа, которая очень интенсивно работала с членом совета Риком Трейдером в течение прошлого года, этим летом Совет организовал встречу наших студентов с экспертами из университета Либерти и университета Вирджинии, которые провели несколько круглых столов, познакомили инициативную группу с тем, как организована студенческая жизнь в американских университетах, и совместно подумали над улучшением качества студенческой жизни в СамГУ.

– Как оценивают зарубежные коллеги уровень развитиянашего университета?

– В ходе сессии мы сделали несколько презентаций о деятельности СамГУ для членов МСП и сотрудников университета Аляски, которые отметили, что СамГУ обладает во многом уникальным научным и образовательным потенциалом, развитой информационной инфраструктурой, и этим выгодно Геннадий Петрович Яровой, Губернатор штата Аляска, Алексей Владимирович Нечаев В гостях у Губернатора Рабочий момент второй сессии Международного совета попечителей СамГУ отличается от многих других университетов в регионе и России в целом. Наряду с этим стало ясно, что этот уникальный потенциал необходимо лучше представить мировому сообществу. Именно эти задачи и решает сейчас Международный совет попечителей, прилагая усилия для того, чтобы СамГУ стал известен, чтобы наше имя было узнаваемо. Это позволит увеличить количество финансируемых грантовых заявок, расширить международное сотрудничество, улучшить возможности трудоустройства наших выпускников и многое другое. Так, благодаря совету, СамГУ стал известен во многих американских и европейских университетах. С советом, а значит, с университетом, работают ведущие мировые эксперты в области образования, среди которых президент Европейской ассоциации университетов, президент Международной ассоциации советов попечителей вузов. СамГУ занимает уникальную позицию единственного классического университета в регионе. Несмотря на это, нужны дополнительные усилия по развитию имиджа СамГУ. И дело не только в растущей конкуренции между вузами за абитуриентов, а главным образом в том, что известность и положительная репутация университета как внутри страны, так и за рубежом является источником дополнительных ресурсов, создает новые возможности для профессионального и личного развития студентов и преподавателей СамГУ, создает преимущества для выпускников при трудоустройстве. Такие проекты, как Международный совет попечителей, созданная в этом году Ассоциация выпускников СамГУ, нацелены, в том числе, и на развитие имиджа нашего университета в России и за рубежом.

СобИнформ

номер: 10 октября 2005 г. № 7
на главную


© Copyright, Самарский государственный университет, 2005 г.   
© Copyright, веб-портал газеты «Самарский Университет», 2005 г.   
Разработка и поддержка сайта: компания «UniverSite»