Статьи номера:
   Архив газеты:
   Абитуриент:
   Фоторепортажи:
   КВН
   Творчество:
   Центр УМА:
   Редакция:

Rock is dead

Именно так мне хочется описать в двух словах всёто, что проходило 2 сентября в Струковском парке на 7 ежегодном фестивале музыки в стиле 70-х 80-х «Распусти свои клеши».

По ряду причин я приехал в Струковский не к самому началу фестиваля, а где-то час спустя. У входа толпилась изрядно подвыпившая молодёжь, все лавки и парапет фонтана были заняты ими. Поторчав немного у входа и окинув взглядом кучи мусора, накопившиеся к этому времени в урнах, я пошёл внутрь. Бдительный милиционер досмотрел содержимое моей сумки, и я направился к месту основного действа. Надо заметить, что на этом фестивале я был впервые, да и вообще я в Струковском нечастый гость, но звуки музыки были слышны ещё на первой лестнице, поэтому я без труда добрался до крытой сцены. Попутно я заметил, что Струковский парк не балует своих посетителей наличием туалетов как таковых, поэтому всё пиво выходило из посетителей около здания проката роликов. Грустное зрелище.

Внутри крытой сцены несли службу охранники одного известного самарского ЧОПа. Надо отдать должное их профессионализму – ни к кому не приставали и своевременно пресекали пьяные беспорядки на территории танцпола.

Когда я попал на танцпол, я оглох. Было такое ощущение, что звукорежиссёр просто поставил уровень громкости на максимум и ушёл пить пиво. Отвратительная работа звукорежиссёров была видна даже непрофессионалам – то у одного из музыкантов вдруг пропадал микрофон, то вся аппаратура начинала так фонить, что волосы вставали дыбом. Ведущему приходилось перекрикивать группы, настраивавшие в это время инструменты. От полной глухоты на всю жизнь меня спас только пресловутый «Орбит без сахара». Хорошо, что я вспомнил про то, как летал самолётами Аэрофлота: жвачка хоть и не уменьшала громкость, но хоть выравнивала давление в ухе. Но в один момент я стал реально бояться за свои уши: пока клавишник одной из групп выделывал какие-то немыслимые фортеля на клавиатуре, издавая противнейший писк, похож на звук металла по стеклу, звукорежиссёр решил добавить ему высоких частот. Чувство было такое, что перепонка вот-вот лопнет, пришлось даже зажать уши пальцами. Но то, как всё это звучало во время исполнения, не выдерживает никакой критики – в большинстве песен нельзя было разобрать вообще ни одного слова. По-моему, это элементарное неуважение к зрителю, то есть к нам. Конечно, концерт бесплатный, это многое объясняет, но я после этого опыта туда больше не пойду. И радио «Самара - Максимум» тоже слушать не буду. Такая музыка, в отличие от классики, лучше воспринимается с компакт-диска, чем вживую. Так хоть громкость убавить можно…

Но это не самый главный, на мой взгляд, прокол организаторов. Подбор репертуара - вот в ч{ё}м корень зла! Фестиваль, как мы знаем, называется «Распусти свои клеши», и обещали нам музыку 70-х 80-х годов. Не знаю, у кого как, но лично у меня «клеши» ассоциировались в первую очередь с «Машиной времени», солист которой А. Макаревич изображён, кстати, на афише фестиваля. С группой «Биттлз», «Scorpions», со стилем диско, с группой «ABBA». А устроители почему-то решили, что клон «Открытой реки» нам не помешает. И практически все группы пели песни собственного сочинения плюс один – два старых хита. Да и то, слово «хиты» тут применимо лишь если вы заядлый рокер со стажем. Я вот лично услышал только две знакомые вещи.

Видимо, понимая всё это, группы старались хотя бы манерой своего выступления скрасить сценическое убожество – солистка группы «Форсаж» живо общалась с публикой и щедро делилась с нами своей бешеной энергетикой. Откуда в такой маленькой девушке взялось столько энергии, история умалчивает. Группа «Единица силы» меня лично ввела в сон, но перепевка ими песни А. Герман «Сады цветут» мне понравилась. Живенько так, по молодецки.

Но не одни организаторы расстроили меня в тот вечер. Публика – вот ещё один камень преткновения. Большинство зрителей представляли собой жалкое зрелище – пьяное быдло, у которого появился ещё один повод употребить пива под крышей и с музыкой. А бутылки из-под пенного напитка летели, естественно, под ноги другим зрителям, хотя это общая беда всех самарских фестивалей.

Тут были и парни ПТУшного вида, со всяким отсутствием интеллекта на лице, и пьяные студенты, которым после пар делать нечего, и солидные дяди и тёти, которые, видимо, тоже ждали погружения в эпоху, и, наконец, всякий несовершеннолетний сброд: панковатого вида парни (именно только вида), просто маргинальные элементы из разряда «свободный художник в поиске» и девочки – готки. Для тех, кто в танке, готы – это такие девушки (в основном), реже парни, которые пытаются подражать Мэрилину Мэнсону и солистке «Evanescense» Эмми Ли одновременно. Характерные признаки этих существ: определить половую принадлежность очень трудно, волосы, да и всё, что можно покрасить на теле, чёрное, одежда такого же цвета. Как нетрудно догадаться, этот стиль пришёл к нам из стран загнивающего капитализма – под безразмерным чёрным балахоном легко скрыть не только недостатки фигуры, которой американки не блещут, так и пару пива. В чёрных джинсах, которые в принципе не стираются, можно сесть куда угодно. Одна только проблема – из - за неприличного количества пирсинга на теле и лице возникают проблемы с металлодетектором. Выглядит всё это в сборе так, что хочется воскликнуть словами Мэрилина Мэнсона: «Count to 6 and DIE!» или, по-русски, «Выпей яду!». И все эти детишки, которые ещё даже школу не закончили, поголовно курят. Бородатые дяди, выполняя поручения спонсора, призывают всех и вся пить пиво, которое есть волшебный напиток и т.д. Нормы общественной морали попраны тяжёлыми ботинками этих детей. Наш генофонд на наших глазах становится аппаратом по потреблению пива и низкосортных сигарет. А самое главное, ИХ ТУДА ПУСКАЮТ!!! Я думаю, не надо объяснять, что ребёнка, которого проверила милиция и пропустила внутрь, ничто не остановит от соблазна выпить и покурить? А потом мы удивляемся, откуда в нашей стране столько детей-уродов, сирот и ранних смертей. Впрочем, это уже не про фестиваль.

Последней каплей яда для меня стало выступление группы «Чемоданное настроение». Ребята выступали последними, а посему им дали спеть только одну песню. Во время исполнения сначала пропал микрофон у скрипки, которая, как я понял, была важной частью композиции, а на половине песни ребята просто выключили электричество. Скрипачка чуть ли не в слезах ушла со сцены, а гитарист плюнул и пошёл за ней. Надо сказать, это была одна из немногих групп, чья музыка не похожа на рёв самолёта ТУ-154.

«Так что же», - спросите Вы, «всё так безнадёжно?» Я думаю, что нет. Ряд коллективов: «FM» из Тольятти, «Форсаж», «Чемоданное настроение», «Единица силы» показали неплохой, а иногда и отличный уровень подготовки, и если бы не недостатки организации и подбора программы, фестиваль мог бы удастся. Порадовала кстати, группа «The Singles», исполнявшая песни «Биттлз». На мой взгляд, она одна соответствовала духу и букве фестиваля.

В заслугу организаторам можно поставить разве что хорошую охрану, а также саму возможность выйти на широкую публику, предоставленную молодым коллективам.

Надеюсь, организаторы прочитают эту статью, и восьмой фестиваль пройдёт как по маслу, но я на него всё равно не пойду.

В заключение хочется сказать, что я ушёл оттуда с головной болью, злой и неудовлетворённый духовно. В силу того, что обещанного бесплатного пива «Балтика» я не застал, да и не искал его, моя статья написана по впечатлениям, не задурманенным дымом никотина и парами этанола.

И ещё: если на фестивалях, проводимых на площади Куйбышева, публика ждёт до самого конца, потому что не глохнет, то здесь к концу остались лишь самые стойкие, видимо тоже журналисты.

P.S. Уже ближе к концу я встретил своего друга и спросил его мнение о фестивале. Ответ был краток и ёмок одновременно: «Rock is dead», сказал он. – «Никогда больше сюда не пойду».

Александр Филиппов.

номер: 12 сентября 2005 г. № 6
на главную


© Copyright, Самарский государственный университет, 2005 г.   
© Copyright, веб-портал газеты «Самарский Университет», 2005 г.   
Разработка и поддержка сайта: компания «UniverSite»