Статьи номера:
   Архив газеты:
   Абитуриент:
   Фоторепортажи:
   КВН
   Творчество:
   Центр УМА:
   Редакция:

Милосердие

Если возможности ограничены, то способности безграничны!

Проблеме детской инвалидности была посвящена летняя психологическая школа, проходившая с 26 по 29 августа в Самаре, на базе лагеря «Рассвет». Студентам второго и третьего курсов Самарского Госуниверситета специальности «Социальная педагогика» представилась возможность непосредственно пообщаться со многими специалистами в данной области: руководителями организации «Десница», юристами, психологами, гостями семинара из других городов и непосредственно с родителями детей с инвалидностью. На протяжении трёх дней шла напряженная работа, на основе пяти модулей, в которых обсуждались основные проблемы семей, имеющих детей с инвалидностью. По окончании семинара всем участникам предлагалось написать проекты на тему, которая больше всего заинтересовала.

Преобразите этот мир
Тропинками своей души.
Фозекош Анастасия
(студентка Мурманского
Государственного Техни-
ческого университета)

…Ребёнок с нарушением зрения, ребёнок с синдромом Дауна, ребёнок на инвалидной коляске… Что вы испытываете при встрече с такими детьми? Брезгливость, неловкость, жалость? Страх, что вы или кто-то из ваших близких окажется на их месте? В любом случае вы стараетесь отстраниться от них, как бы боясь заразиться,… но чем? Инвалидность не передаётся через бытовой контакт! А, возможно, вы стесняетесь того, что вы, обычный человек, не в состоянии помочь человеку с ограниченными возможностями, и, боясь обидеть нетипичного ребёнка, закрываете глаза на проблему. Можно с лёгкостью найти массу оправданий своему поведению. Гораздо сложней признать, что они такие же, как и мы.

Признаюсь, до летней школы и у меня было несколько предвзятое отношение к детям с инвалидностью. Но, пообщавшись со специалистами, работающими по данной проблеме, я поняла, что так, называемые инвалиды, действительно ничем от нас не отличаются. Они живут среди нас, и мы не в праве от них отворачиваться. По статистике, из 3 миллионов человек, проживающих в Самарской области, 241000 – люди с ограниченными возможностями (приблизительно каждый восьмой человек), и их число растёт. Но мы всё старательнее стремимся отгородиться от них, не желая лишний раз встречаться с нетипичными людьми. Только этим можно объяснить, что далеко не все помещения оснащены пандусами, подъёмниками, звуковыми сигналами специальными лифтами, надписями по Брайлю. Барьер! Очень мощный и жестокий барьер мы установили не только в наших душах, но и в окружающем мире. А, между прочим, многие люди, ограниченные в чём-либо одном, компенсируют свои недостатки в другом. Возможно, этим и объясняется, что среди нетипичных детей так много талантливых художников, писателей, программистов…и просто очень сильных волевых личностей. Взять, к примеру, инвалидов-колясочников, некоторые из них активно занимаются танцами, завоёвывают призовые места, другие за три дня преодолевают четырёхсоткилометровый путь и живут на берегу моря в палатке. Эти люди ещё раз доказывают, что если возможности ограничены, то способности безграничны! Многие из вас способны на это? А они смогли! Так получилось, что все три дня, которые длился семинар, по соседству с нами жили дети из интерната, действительно, несчастные дети. Они растут, как в поле трава. Никому не нужны, никто ими не занимается, неряшливые и вечно голодные. На второй день они стали называть наших девчонок мамами и просить хоть что-нибудь поесть, хотя бы хлеба. Не брезговали ничем: жвачка, поднятая с пола, кусок булки из мусорного бака для них - лакомство. У многих преподавателей и студентов наворачивались слёзы при взгляде на этих детей. Но мало кто из нас, всё же, решился взять на себя ответственность и сблизиться с ребятами. Если вам некуда растрачивать своё сочувствие и жалость, то потратьте его на такого ребёнка. Он будет рад любому доброму слову, хотя бы просто вниманию. Только в начале хорошенько подумайте об ответственности, которую вы на себя берёте. Ведь, если ребёнок откроет перед вами всю свою наивную душу, а вы через некоторое время повернётесь к нему спиной и уйдёте, не обращая внимания на пару заплаканных глаз, буравящих вам спину, вы можете нанести огромную психическую травму и загнать детскую душу под толстенный слой скорлупы до конца жизни. Вспомните рассказ «Кусака». Собака недолго страдала от побоев незнакомого пьяницы, но, сколько мучений она испытала, когда семья, весело резвившаяся с ней, ласкающая её…Те люди, к которым она привязалась и полюбила всем своим «собачьим нутром» без зазрения совести бросили её в конце лета за ненужностью… Как тут не вспомнить слова Маленького принца: «Мы в ответе за тех, кого приручили!»

Ну и еще одно событие, которое заметно оживило наше пребывание в лагере – приезд «свеженабранного» первого курса. Они навеяли на нас легкую ностальгию… Ровно год назад мы также приехали в этот лагерь и широко распахнутыми глазами смотрели на второй курс, на преподавателей, на яркие искры, отлетающие от вечернего костра. Также радовались и немного боялись неизвестности, ожидающей нас в стенах университета и, конечно же, надеялись на лучшее. Пролетел целый год и мы, уже второй курс, поздравляем с поступлением своих будущих коллег!

Ну, вот и закончилось лето-2005, подошла к концу и наша летняя школа. Несмотря на плотный график работы и обилие полученной информации, по-моему, все остались довольны. Эти три дня в чем-то изменили каждого из нас, дали пищу для размышления. Чувствуется, что внутренне все немного выросли, и уже сейчас, через свое понимание, доброту, душевность и приобретенный новый взгляд на проблемы, попытаются сделать этот мир хоть чуточку лучше!

Алена Каминская, 2 курс,
специальность «Социальная педагогика»,
психологический факультет.

номер: 12 сентября 2005 г. № 6
на главную


© Copyright, Самарский государственный университет, 2005 г.   
© Copyright, веб-портал газеты «Самарский Университет», 2005 г.   
Разработка и поддержка сайта: компания «UniverSite»