Статьи номера:
   Архив газеты:
   Абитуриент:
   Фоторепортажи:
   КВН
   Творчество:
   Центр УМА:
   Редакция:

Госуниверситет – как одна большая и дружная семья.

Интервью с первым проректором Самарского Госуниверситета, профессором Петром Серафимовичем Кабытовым.

- Какое место, на Ваш взгляд, занимает корпоративная культура в жизни университета?

- В советские времена корпоративная культура была элементом государственной политики, а в ходе перемен, произошедших у нас в стране, о ней как-то забыли. В нынешних условиях возникает необходимость создания новой концепции. Если говорить об университете, который, конечно же, является корпоративной структурой со своими интересами, то, на мой взгляд, корпорация - это своего рода семья. И важно сделать так, чтобы это воспринималось на уровне обыденного сознания всеми ее членами. Университет, пополняя элиту общества, формирует особую культуру, а его выпускники являются носителями этой культуры в обществе и влияют на его развитие. Наши выпускники работают во всех сферах: в Государственной Думе, в администрациях городов, районов, в правоохранительных органах, в высших учебных заведениях, в научно-исследовательских институтах. Я, например, всегда отличу выпускника Самарского государственного университета от других.

- Заинтересован ли университет в привлечении выпускников после окончания обучения?

- За 36 лет своего существования Госуниверситет выпустил 30000 специалистов, носителей университетских идей. Контактируя с ними, мы можем адекватно реагировать на вызовы времени. Выпускники тоже нуждаются в университете. Именно поэтому мы создали Ассоциацию выпускников университета. Как правило, в жизни человека студенческие годы оказываются лучшим временем и запоминаются на всю жизнь, а ностальгия вообще свойственна русским людям… Вот эти обстоятельства мы и учли, создавая Ассоциацию. К тому же наши выпускники возвращаются в университет для продолжения образования в аспирантуре или для получения второго высшего образования. Также для нас большая радость, когда дети наших выпускников поступают в университет и появляются целые династии людей, окончивших Самарский Госуниверситет.

- Какой из элементов корпоративной культуры, на Ваш взгляд, наиболее важен? На чем должно базироваться её формирование?

- Корпоративная культура должна основываться на Уставе университета. Это главный документ университета, регламентирующий всю его деятельность. Но ничего нет эффективней, чем непосредственные контакты со студентами и выпускниками. Невозможно быть научно-образовательным центром, если ты не имеешь тесных связей с обществом. Если выпускники поддерживают связь с университетом, занимая достаточно высокие должности, происходит лоббирование интересов университета на различных уровнях, в самых разных сферах. Конечно же, задачей университета является реализация образовательных программ, но все-таки у университета есть главная миссия. И она заключается в формировании элиты общества, в активном насаждении науки, культуры, образования.

-Каким образом следует актуализировать корпоративную культуру в университете, чтобы привлечь к ней особое внимание преподавателей и студентов?

-Чтобы был интерес к университету, нужен особый дух университета, если этого духа нет, то никакой корпоративности быть не может. Трансляция этого духа может проходить самым разным образом. Тот же устав не является тайной за семью печатями, но дело не только в самой букве устава, дело в том, что за ней стоит. Миссия должна, так или иначе, транслироваться, звучать на страницах университетской газеты. Если университет следует своей миссии, то растет уважение, повышается престиж университета. Мы стараемся укрепить авторитет университета, чтобы иметь возможность увеличить зарплату преподавателям. И, в общем-то, ситуация, действительно, меняется. Это связано, в частности, с появлением у нас более престижных специальностей, участием в различных программах.

-Какие проблемы в развитии корпоративной культуры представляются наиболее трудноразрешимыми? И какие методы и средства их решения кажутся Вам наиболее оптимальными?

- Одна из главных проблем заключается в том, чтобы поддерживать связь корпорации с обществом, заставить общество поверить в университет.

Также необходимо сделать так, чтобы преподаватель был материально заинтересован в результате своего труда, чтобы этот благородный труд был престижным. Сейчас заинтересованность сохраняется скорее по традиции, по привычке. Университет должен изыскивать возможности, чтобы сохранить хотя бы существующую на сегодняшний день систему оплаты. В частности, сейчас происходит реализация дополнительных образовательных программ, что позволяет как-то стабилизировать ситуацию. Когда мы говорим о престижности той или иной профессии, мы подразумеваем, прежде всего, уровень ее оплаты. Мы хотим, чтобы наши преподаватели не бегали по другим работам, а для этого необходимо создавать им соответствующие условия. Мы ввели звание Почетного профессора, те, кто работают у нас, получают за это надбавку к зарплате. Моральное стимулирование очень необходимо. Кроме того, введено звание заслуженного профессора Самарского государственного университета. Неплохо работают на корпоративность различные городские награды, губернские премии, которые получат наши преподаватели.

Необходимо улучшать внешний облик университета, этот вопрос актуален и сейчас. Кроме того, неплохо работает на образ университета то, что мы не берем деньги за предварительные экзамены, олимпиады. Недавно одна мать, пришедшая с ребенком на предварительные экзамены, искала кассу, чтобы оплатить участие, и была чрезвычайно удивлена, когда с неё не взяли ни копейки. Это тоже создает Госуниверситету положительный имидж. Такие вещи, как участие в олимпиадах, тестирование знаний не должны оплачиваться. Мы заинтересованы в том, чтобы в университет пришла талантливая молодежь. В 70-80-е годы образовательное пространство казалось безразмерным, но потом обнаружилось, что оно имеет свойство сжиматься, как шагреневая кожа. В настоящее время в Самарской области, помимо государственных, функционирует огромное количество негосударственных высших учебных заведений. В этой ситуации повышение престижа нашего университета приобретает особое значение, поскольку между университетами идет острая конкурентная борьба.

- Каким образом следует актуализировать корпоративную культуру в университете с тем, чтобы привлечь к ней особое внимание преподавателей и студентов?

- Многие годы проблема формирования корпоративной культуры в университете звучала не очень внятно, и это было исключительно большим заблуждением. Первые руководители университета не задавали такой тон, это было очень сложно, все занятия шли на улице Потапова, теснота была колоссальная. Как создавать дух корпоративности, если нет соответствующих условий!

Ещё один элемент, связанный с пропагандой, демонстрирующий развитие корпоративной культуры, - наша газета. Роль газеты «Самарский университет» в формировании имиджа университета очень велика. Она издается как в печатном варианте, так и в электронном виде в Интернете. В газете публикуется очень много материалов, связанных с пропагандой университета, рассказов о факультетах, студентах, преподавателях.

Уже стало традицией отмечать первое сентября как День знаний. Утром в этот день у главного корпуса проводится торжественный митинг для первокурсников, на котором выступает ректор университета в профессорской мантии, выпускники, первокурсники. Все это должно остаться в памяти студентов на всю жизнь. В будущем День знаний мы планируем проводить по-другому: не на улице, а в каком-то большом зале, где к студентам обратится ректор и будет прочитана первая лекция. Это сразу задает определенный тон в отношении первокурсников к университету.

В 70-80-е годы образовательное пространство казалось безразмерным, но потом обнаружилось, что оно имеет свойство сжиматься, как шагреневая кожа. В настоящее время в Самарской области, помимо государственных, функционирует огромное количество негосударственных высших учебных заведений. В этой ситуации повышение престижа нашего университета приобретает особое значение, поскольку между университетами идет острая конкурентная борьба.

Соб.информ.

номер: 12 сентября 2005 г. № 6
на главную


© Copyright, Самарский государственный университет, 2005 г.   
© Copyright, веб-портал газеты «Самарский Университет», 2005 г.   
Разработка и поддержка сайта: компания «UniverSite»