Статьи номера:
   Архив газеты:
   Абитуриент:
   Фоторепортажи:
   КВН
   Творчество:
   Центр УМА:
   Редакция:

Rambler's Top100

Студвесна-2005

Под небом цирковым есть небо...

«Однажды, как и подобает маленьким детям, Лизочка слушала на ночь красивую сказку, и на этот раз сказку про волшебный город…»

А рядышком с ней, в тёмном загадочном зале, примостилось ещё несколько сотен больших мальчиков и девочек, тоже пожелавших услышать что-нибудь доброе и увидеть что-нибудь красивое. Про город с загадочным названием «Сюрреалик – произведениеискусства» они уже знали из афиш гала-концерта Студвесны СамГУ – 2005, так что по идее уже должны были приготовиться к чему-то неординарному…

«Закрыв глаза, она тут же оказалась в непонятном месте…»

Широко раскрыв глаза, зрители крутили головами, рассматривая чёрно-белую толпу жителей мистического города, стараясь понять, в каком месте они всё же находятся…

«…где заканчивается реальный мир и начинается то, чего не бывает…»

Оказывается, бывает! Творческая команда СамГУ доказала нам, что она способна на невероятные вещи!

«…то, что кажется знакомым и в то же время новым».

И правда: с одной стороны, театрализованные шоу с необычными костюмами, единой идеей и сплошными сюрпризами уже давно стали хорошей традицией госуниверситета; с другой стороны, в ТАКОМ «городе» мы ещё не были ни разу.

Во-первых, всё, что происходило по сюжету, было сыграно артистами без единого слова. Общая идея была поведана зрителям ещё задолго до концерта – пролог сюрреалистической сказки они могли прочитать на каждом билете (оттуда и взяты строки, написанные курсивом в начале этой статьи). Этот пролог был сыгран на сцене (точнее, арене – здание Госцирка, как-никак!), а вот всё, что за ним следовало, – это уже плод совместной фантазии режиссёра Cтудвесны Армена Хачатурова, постановщиков всех отдельно взятых номеров и, конечно, зрителей. Да, нужно было разглядеть, почувствовать и понять декорации, костюмы и действия героев. Именно ощущения здесь играли главную роль, а слова были бы лишними. Даже после концерта, когда я пыталась описать увиденное своими собственными словами, у меня получалось нечто корявое и непонятное: «Ну вот представь… Мальчик, у него на макушке усик, а на усике висит шарик… А ещё там были чуваки в белых нарядах с неимоверно длинными рукавами и штанинами – кто-то вроде работников сцены…» После нескольких подобных попыток я в отчаянии махала рукой и делала вывод: «В общем, это надо было видеть».

Видеть – хотя бы ради того, чтобы понаблюдать, как традиционный студенческий концерт может быть проведён на круглой цирковой арене. Кстати, её особенные возможности были использованы не один раз: во взмывающих ввысь фейерверках, в «живых часах» из танца в постановке Анны Сосницкой и, наконец, в ожившей «Фигуре рабочего» (или, если вам удобнее его так называть, – «Паниковского с гусём»). Этот серебристый дяденька появился в первый раз где-то в середине представления, держа свои крылья почему-то под мышкой, а ближе к финалу взмыл под купол цирка, гордо подняв эти крылья над головой – прямо как его алюминиевый собрат с Площади Славы. Ну где ещё такое увидишь, если не в цирке? Хотя специфика зрительного зала сказалась в тот момент не лучшим образом: первым (и потому самым нижним) рядам видны были только блестящие пятки Паниковского…

Шутки шутками, а в тот вечер любителям хохмы пришлось умерить свой пыл – авторы концерта не стремились устроить балаган. Тематика скорее преобладала обратная: лирическая, серьёзная. Кроме ярких сарафанов у коллектива народной песни и полосатых маечек с весёлыми бейсболками у команды лучших университетских вокалисток, на сцене не было практически ни одного цветного пятна. Однако кое-кто всё же смог нам доказать, что сочетание чёрного и белого может быть очень живым и страстным – например, Елена Шмелёва со стильной песней про Чикаго. А песня Елены Полежаевой была пусть не горячей и зажигательной, но очень светлой и романтической (что подтверждал клип, показанный на большом экране). Похожим настроением был овеян вокальный номер Даниила Колесникова – в общем, как и всегда.

В остальном же вспоминаются серьёзные выступления артистов, которые можно отнести к двум основным направлениям: сюрреализм (основа всего концерта) и военная тематика (главное событие этого мая – празднование 60-летия Великой Победы). Ко второй группе, конечно, отнесём песню Екатерины Голубевой и мини-спектакль Артёма Калина.

«Но там же были клоуны, а значит, они должны были всех смешить!» – справедливо заметит кто-то. И будет прав. Клоуны были. И смешили: миниатюры Ивана Семёнова и «Ява» юристов были как нельзя кстати – в них зритель просто нуждался! Рядом с ними была и немножко грустная клоунесса Анна Лапшова – но после её пантомимы всё равно хотелось улыбнуться. Не зря даже самые маленькие дети идут в цирк в основном ради того, чтобы посмотреть на клоунов – их сценический образ не похож ни на какой другой.

К разряду же «чисто студенческого и молодёжного» в тот вечер можно было отнести классный номер парней-брейкеров и «олимпийский» танец большой команды весёлых девчонок. Ну и раз речь зашла о массовости, то настоящее столпотворение наблюдалось в финале: «люди в белых одеждах» сначала построили свою вавилонскую башню (она же – уменьшенная копия самарского ж/д вокзала), а затем на арену выбежали остальные участники, и всё перемешалось: люди, бумажные ленты, конфетти, реквизит…

Сюрреализм – довольно противоречивое направление в искусстве, воспринимаемое каждым человеком по-своему. Самые разные мнения о Студвесне этого года можно было услышать от её зрителей. А значит, постановка концерта полностью соответствовала заданному стилю. Он был экспериментом, а потому немного рискованным, но важность эксперимента в искусстве никто не отрицал, а риск всегда считался делом благородным.

Настя Коновалова

номер: 14 июня 2005 г. № 5
на главную


© Copyright, Самарский государственный университет, 2005 г.   
© Copyright, веб-портал газеты «Самарский Университет», 2005 г.   
Разработка и поддержка сайта: компания «UniverSite»