6 сентября 2004 г. № 6
Газета выходит с августа 1978 года
Бесплатно
На линейку становись!
Здоровое поколение
Библиотеке - 35 лет!
Наши юбиляры
Избранный путь
Правильное решение
Научная жизнь
Отношение!
Благодарим за ...
Первокурсники СамГУ
Идея университета
Обыкновенное чудо
Поэзия авангарда
КВНим, господа?
Красный свет!
Учеба в вузе
Сон
Лето и пиво
Gaudeamus
За амбарным замком
Конкурс
Защиты диссертаций
А не закосить ли ...
Объявления
Номера
К Вашему сведению ...
Олимпиады
Правила приема
Отчеты
События
Наука
Студвесны
КВН
Спорт
Фотовыставки
Музыка
Картинная галерея
Конференции
Научные работы
Ссылки
Это мы
Наши авторы
Реквизиты
Достижения
О газете в прессе


Культпросвет

Поэзия авангарда в прошлом и настоящем

    Авангард в основном нам известен по картине Казимира Малевича “Черный квадрат”. Но авангард имеет различные грани существования. Он преследует нас повсюду: в словах, в звуках, в движении, в музыке, в палитре красок; заставляет на время отказаться от правил произношения слов – так мы попадаем в загадочную и немного смешную поэзию авангарда.

    Семинар, проходивший в Самарском госуниверситете на тему “Поэзия авангарда в России и немецкоязычных странах – вчера и сегодня”, соединил в себе две различные культуры развития авангарда в прошлом и настоящем.

    Референтами семинара стали Сергей Бирюков и Никита Сироткин. Сергей Бирюков (1950 г.р.) – поэт и филолог, основатель и президент “Академии Зауми” (1990 г.); в настоящее время преподает в университете им. Мартина Лютера (Халле-Виттенберг, Германия). Будучи исследователем исторического и современного авангарда, в своем творчестве он продолжает традиции русского авангардизма. Никита Сироткин (1978 г.р.) – семиотик, авангардовед, заместитель главного редактора литературного журнала “Футурум Арт” в Москве.

    Главным организатором этого семинара при поддержке Немецкого культурного центра им. Гёте был Томас Кайт (1972 г.р.) – филолог, авангардовед из Германии, работающий в центре немецкого языка (партнёр Гёте-института) в Самарском госуниверситете.

    Слушатели семинара, студенты и преподаватели СамГУ и других вузов, с интересом восприняли информацию на русском и немецком языках. Сергей Бирюков выступил с докладом об основах так называемой фонетической, звуковой, или звучарной поэзии, из звуков без определенного семантического смысла. Автор рассказал о главных истоках этой поэзии: научных (лингвистика, музыковедение), поэтических (такие стихи существовали до появления авангарда в начале 20-го века) и телесно-эротических. Звук в поэтической системе авангарда самоценен, он способен наполнить произведения художественным смыслом. Значение звуков русские исторические авангардисты находили в народных заклинаниях и заговорах, которые, по определению Велимира Хлебникова, являются “как бы заумным языком в народном слове”. Термин “заумь”, “заумный язык” был ключевым словом русского футуризма (1913-1922 гг.). Разложив слова на первоначальные звуковые значения, величайший футурист Хлебников на основе созвучий собирает их заново, стремясь создать группы неологизмов одного корня.

    Томас Кайт анализировал вместе со слушателями поэтические тексты немецкого дадаизма (1916-1922 гг.) и конкретно-визуальной поэзии 50-х-70-х годов. Прослушивались и CD-записи Валерия Шерстяного – современного звучарного поэта из России, который уже 20 лет проживает в Германии, дадаистские звуковые поэмы 1918 г. Рауля Хаусманна и отрывок из сонаты “Урсонате” (1922-1932 гг.) Курта Швиттерса, звучавшей в течение 30 минут.

    В выступлении Никиты Сироткина на немецком языке речь шла о теории “смерти авангарда” с семиотической точки зрения. Опираясь на книгу немецкого учёного Петера Бюргера “ Теория авангарда” и приводя примеры текстов немецкого экспрессионизма, Никита Сироткин высказался таким образом, что после существования исторического авангарда, после семиотических операций футуризма, дадаизма, сюрреализма и т.д. авангарда больше не может быть.

    Также были представлены новые книги самим автором Сергеем Бирюковым “Року Укор. Поэтические начала” и “Ja Ja, Dada oder Die Abschaffung des Artikels”, которые включают в себя стихи автора на русском языке и переводы на немецком, среди которых есть работы Томаса Кайта. После теоретической части семинара поэт прочитал свои стихи. “Року Укор” является собранием нестандартных форм русского стиха различных авторов от барокко до настоящего времени. Одна из этих форм – палиндром, “перевертень”, который можно читать слева направо и справа налево:

   Кони, топот, инок,
   Но не речь, а черен он
   Идем, молод, долом меди.
   Чин зван мечем навзничь.
   Голод, чем меч долог?
         Велимир Хлебников.

    В поэзии авангарда мы вступаем в странную, во многом неизведанную область стиха, где самые простые вещи вдруг предстают как сложные, где игра языка выводит, казалось бы, “низкие”, “простенькие” формы в область высокой поэзии, и напротив - снижает пафос стиха, изначально устремленного ввысь.

    После окончания семинара Томасу Кайту торжественно-авангардно был вручен диплом Академии Зауми, международная отметина имени отца русского футуризма Давида Давидовича Бурлюка, за авангардное творчество, литературоведение, жизневедение.

    У будущего в поэзии авангарда есть одно большое достоинство: оно всегда выглядит в реальности не так, как себе его представляешь, похоже на отражение в зеркале, где слова и время воспринимаются совсем в другом направлении.

Мария Шеффель

номер: 6 сентября 2004 г. № 6
на главную



подробнее





  Разработка и поддержка: "UniverSite" © Copyright, газета «Самарский Университет», 2002 - 2004