6 сентября 2004 г. № 6
Газета выходит с августа 1978 года
Бесплатно
На линейку становись!
Здоровое поколение
Библиотеке - 35 лет!
Наши юбиляры
Избранный путь
Правильное решение
Научная жизнь
Отношение!
Благодарим за ...
Первокурсники СамГУ
Идея университета
Обыкновенное чудо
Поэзия авангарда
КВНим, господа?
Красный свет!
Учеба в вузе
Сон
Лето и пиво
Gaudeamus
За амбарным замком
Конкурс
Защиты диссертаций
А не закосить ли ...
Объявления
Номера
К Вашему сведению ...
Олимпиады
Правила приема
Отчеты
События
Наука
Студвесны
КВН
Спорт
Фотовыставки
Музыка
Картинная галерея
Конференции
Научные работы
Ссылки
Это мы
Наши авторы
Реквизиты
Достижения
О газете в прессе



Обыкновенное чудо
Дневник практиканта

    Учебная (ознакомительная) практика началась для нас неожиданно быстро, сразу после зимних каникул и также неожиданно быстро закончилась. Может быть, поэтому осталось ощущение какого-то очарования, ведь именно приятные, но краткосрочные явления в народе называют чудесами! Поэтому, если бы было возможно дать название моему дневнику, то я, в традиции классика-современника, назвала бы его «Обык-новенное чудо». Обыкновенное – потому что происходило с нами, обыкновенными студентами - со-циальными психологами третьего курса СамГУ в рамках учебной двухнедельной практики. Чудо– потому что благодаря стараниям нашего педагога Ольги Кузьминичны Самарцевой произошёл буквальный переворот нашего восприятия той профессиональной деятельности, которой мы планируем заниматься. Как же это происходило?

9 ФЕВРАЛЯ 2004 ГОДА

    Эту дату ознаменовал первый день нашей учебной практики. Я ждала этого дня с нетерпением, т.к. ещё до этого кто-то где-то узнавал у четверокурсников, кто-то что-то слышал от своих научных руководителей, и в целом наш интерес был подогрет, как следует. На общем собрании в 10 часов утра мы получили строгие, но предельно чёткие указания нашего руководителя Ольги Кузьминичны Самарцевой и, пребывая ещё в достаточно сонном, но уже замотивированном состоянии приготовились слушать «о возможностях участия студентов в предвыборной кампании президента».

    Приятно было то, что молодой человек, пришедший вместо Ерёменко, был ненамного старше нас, но смог быстро справиться с нашим шумным коллективом и полностью завладеть нашим вниманием. Его ораторские способности в какой-то момент заставили даже меня, не особо интересующуюся применением социальной психологии в политике, поверить в интересность подобной работы.

    Было любопытно услышать о том, кто такой менеджер проекта и как можно профессионально организовывать этот самый социальный проект. Ведь социальные проекты – это не только предвыборная кампания президента.

    Главный вывод дня – я хочу быть менеджером социальных проектов!!! Очень хочу!!! Но могу ли? И что для этого нужно???

10 ФЕВРАЛЯ 2004 ГОДА

    Один из самых переворотных дней в моей жизни (абсолютно искренне)! Я поняла, что социологическая наука в Самаре существует за пределами СамГУ. Моё открытие было равносильно открытию в той притчи Честертона о маленьком человечке, который жил на теле великана и никогда не подозревал об этом. Оказалось, что в Самаре, не в стенах родного вуза, есть профессионалы, которые говорят на социологическом языке. Потрясающе!

    Мой инсайт или, лучше будет сказано, моё сатори, свершилось при посещении Фонда социальных исследований. Мы общались с приятным директором фонда Нурдиновой Людмилой Юрьевной. В рамках беседы она рассказала нам об истории создания фонда и его функционировании, а также о некоторых азах полевых исследований.

    Кроме беседы с директором, познакомились с выпускницами нашего факультета, которые работают в Фонде. Разговор с ними и вовсе сделал это утро каким-то особенным. Сложилась имиджевая легенда Фонда социальных исследований, которую можно передавать теперь на всём нашем факультете.

    Единственное, за что стало обидно, так это за математическую подготовку выпускниц, которые и сами на неё пожаловались. В идеале, на мой взгляд, социолог не должен нуждаться в помощи математиков.

    После Фонда социальных исследований мы проследовали в Самарский союз молодёжи, где я бывала ранее и даже сотрудничала в качестве журналистки на Всероссийской студенческой весне 2002 года. Там с особенностями работы в социальной сфере нас познакомила Клёнова Елена Борисовна. Конечно, в Союзе молодёжи не было такой рафинированно социологической атмосферы, но зато был представлен, пожалуй, весь спектр занятости человека с социологическим образованием: от педагогической до научно-исследовательской деятельности. Показалось немаловажным, что Самарский союз молодёжи не является некой «оторванной» организацией, а видит своё предназначение в сотрудничестве с другими организациями, прежде всего по России (ведь Самарский союз молодежи объединяет в своем составе в качестве коллективных членов 4 общественные организации), но также и с зарубежными партнёрами. Понравился более подробный рассказ Елены Борисовны о проекте «Система вовлечения молодых людей в добровольческую деятельность»

    Главный вывод дня – хочется попробовать себя в отделе аналитики Фонда социальных исследований или подобной организации, ну, а если не получится с первого раза, то пойду набираться опыта, на добровольных началах устроившись в Самарский союз молодёжи.

11 ФЕВРАЛЯ 2004 ГОДА

    В этот день мы не посещали никакой организации, но организация посетила нас, если так можно выразиться. К нам приходил пресс-секретарь компании «Волгателеком» Чистова Елена. Опять же молодая, энергичная и от выдвинутых лозунгов (принципов пресс-службы «Волгателеком») веяло оптимизмом и небывалой активностью: открытость, оперативность, надёжность. В них мне послышалась та гуманистическая парадигма в подходе к персоналу, о которой я читала в последних журналах «Эксперт». Только парадигма не осталась бездушно напечатанной на страницах, а обрела образ симпатичной девушки, увлечённо рассказывавшей о своей компании.

    После встречи с Чистовой у нас было ещё одно потрясающее знакомство с режиссёром и его документальным фильмом о Викторе Козакове. Нам нужно было посмотреть фильм и дать свою обывательскую и профессиональную оценку. Крайне интересное, развивающее задание. Фильм длился целых 50 минут, но в каждую минуту этого фильма я чувствовала себя социальным психологом. Я пытливо искала символы, оценивала вербальные и невербальные проявления персонажей на экране… И в целом, мне показалось, что во время обсуждения все это оценили.

    Понравилось ещё и то, что наша группа достаточно активно приняла участие в обсуждении.

    Самым острым, но и самым познавательным моментом была дискуссия нашего преподавателя Самарцевой Ольги Кузьминичны и Виктора Ларина. Странно, но второй раз прописанные в учебниках теории ожили… В данном случае вспоминался Эрик Берн и его теория о трёх эго-состояниях. Витино эго определённо вошло в состояние ребёнка и не могло оттуда выйти, несмотря на усилия взрослого эго Ольги Кузьминичны.

    Главный вывод дня – некоторые социально - психологические теории оживают. Но не хочется, чтобы во мне воплотилась вдруг какая-нибудь теория, вроде той, что сегодня я видела в Викторе. Если я вижу теории в окружающем нас реальном мире, значит, я могу ими оперировать в этом же мире и добиваться тех результатов, которых я хочу.

12 ФЕВРАЛЯ 2004 ГОДА

    Мы, как обычно, были полны большими надеждами. Тем более, многие мои одногруппницы впервые столкнулись с такой формой работы, как тренинг. А именно в этот день мы встречались с тренером-психологом для участия в тренинге «Искусство управления коллективом».

    Я участвовала в тренингах до этого и даже имею навыки ассистирования на психологическом тренинге, поэтому моей главной целью было почерпнуть опыт в методике проведения тренинга. Я поняла, что каждый элемент тренинга – от раздаточного материала до температуры в комнате – позитивно или негативно работает на конечный результат. Участие в тренинге помогло мне сформулировать критерии профессионального тренинга.

    Главный вывод дня – рынок тренинговых услуг в Самаре открыт для молодых специалистов, т.е. нас, которые смогут его развивать.

17 ФЕВРАЛЯ 2004 ГОДА

    Несмотря на то, что один день учебной практики уже прошёл, мы продолжали знакомиться с организациями. Последним в нашем списке оказался Центр гуманитарных технологий и исследований «Социальная механика». Мы познакомились с одним из основателей этого центра Андреем Перла. Молодой человек произвёл впечатление очень уверенного в себе и перспективного, несмотря на своё историческое, а не социологическое, образование. Своим красноречием он буквально приворожил наших девочек. Было ощущение, что мы прослушали краткий курс по теоретическому PR, а главное увидели иллюстрации к нему.

    Особенно меня вдохновила идея центра, в котором на базе собственных исследований проводятся разные мероприятия. Мне кажется, именно за такими комплексными организациями наше будущее.

    В доказательство того, что эта идея уже воплощается в жизнь, Перла рассказал нам о направлениях деятельности его организации:

  • Сектор исследований ЦГТИ проводит социологические, маркетинговые, электоральные и имиджевые исследования.
  • Сектор аналитики и PR разрабатывает и реализует PR, рекламные, информационные кампании, осуществляет информационный, управленческий, предвыборный и бизнес - консалтинг.

    Словосочетание управленческий консалтинг меня воодушевило. Вернее сказать, одно из направлений – социометрические исследования коллектива. Вот оно наше, социально психологическое!

    Главный вывод дня – существует гораздо больше интересных организаций, в которых хочется поработать, чем я себе могла представить!

    ...На втором этапе практики наблюдался некоторый эмоциональный спад. Прежде всего, это было связано с тем, что у нас выработалась уже привычка встречаться каждый день с интересными людьми в интересных местах, а тут получилось, что мы несколько дней сидели в университете с себе подобными студентами и занимались любимым делом: написанием программы маркетингового исследования, составлением инструмента сбора первичной информации и сбором первичной информации методом полуформализованного интервью для Хлебзавода №9.

    На втором этапе мне больше всего понравилось два момента.

    Во-первых, я впервые в жизни воспользовалась цифровым диктофоном для записи интервью, от этого качество получилось прекрасным. И я даже немножко приблизилась в своих мечтах к той комнате для проведения фокус-групп, которую мы видели в Фонде социальных исследований.

    Во-вторых, я впервые в жизни брала интервью. Именно интервью, а не примитивный анкетный опрос. Было приятно, т.к. очень интересуюсь этим методом.

    ...В заключение, помимо моих восторгов, хочется выразить благодарность куратору нашей специализации «Социальная психология» Левиной Людмиле Исааковне и Ольге Кузьминичне Самарцевой, которая сделала нашу практику столь насыщенной, увлекательной и познавательной, помогла поставить реальные цели хотя бы для самих себя.

    Кроме того, есть пожелание, чтобы в нашей жизни случалось как можно больше чудес, и практика на социологическом факультете проходила как можно чаще.

Колесникова Мария,
социологический факультет,
гр.1132

номер: 6 сентября 2004 г. № 6
на главную



подробнее





  Разработка и поддержка: "UniverSite" © Copyright, газета «Самарский Университет», 2002 - 2004