6 сентября 2004 г. № 6
Газета выходит с августа 1978 года
Бесплатно
На линейку становись!
Здоровое поколение
Библиотеке - 35 лет!
Наши юбиляры
Избранный путь
Правильное решение
Научная жизнь
Отношение!
Благодарим за ...
Первокурсники СамГУ
Идея университета
Обыкновенное чудо
Поэзия авангарда
КВНим, господа?
Красный свет!
Учеба в вузе
Сон
Лето и пиво
Gaudeamus
За амбарным замком
Конкурс
Защиты диссертаций
А не закосить ли ...
Объявления
Номера
К Вашему сведению ...
Олимпиады
Правила приема
Отчеты
События
Наука
Студвесны
КВН
Спорт
Фотовыставки
Музыка
Картинная галерея
Конференции
Научные работы
Ссылки
Это мы
Наши авторы
Реквизиты
Достижения
О газете в прессе


Мониторинг

Первокурсники СамГУ:
ценностные ориентации, социальные установки

    Ежегодно университет встречается с новым контингентом студентов. Какие они? Отличаются ли от предыдущих наборов? Что ожидают от вуза? Каково социальное самочувствие первокурсников? Насколько определились их профессиональные планы, ценностные ориентации?

    Социологическое исследование по теме «Ценностные ориентации и социальные установки студентов первого курса», проведенное в декабре 2003 года в СамГУ, позволило в какой-то мере ответить на поставленные вопросы.

    В задачи исследования входило:

    выяснение социально-демографических особенностей первокурсников:

    выявление их впечатлений о первых месяцах обучения:

    выяснение степени первичной профессиональной ориентации и оценок перспективности выбранной специальности: определение степени включенности в общественно-политическую жизнь страны:

    установление сферы интересов студентов в свободное время:

    выявление ценностных установок первокурсников (ценностей-целей и ценностей-средств).

    Всего было опрошено 916 человек, занимающихся по 23 специальностям, среди которых было 518 гуманитариев и 398 студентов естественнонаучных факультетов.

    Выборка была сплошной, выборочная совокупность составила 62,2 % от общего списка респондентов и отражает особенности состава студентов по полу, возрасту и специальности. Анкета, предложенная первокурсникам, включала в себя 57 вопросов, касающихся различных сторон жизни студентов, их мнений по кругу проблем, характерных для современной трансформирующейся России. Проведенное исследование можно считать своего рода мониторингом, так как в ряде случаев нам удавалось сравнить его результаты с результатами некоторых других российских исследований.

    Среди опрошенных первокурсников юноши по университету в целом составили 30,7 %, а девушки – 69,3 %. На гуманитарных факультетах среди опрошенных юноши составили 19,7 %, а на естественных факультетах – 45,0 %.

    Большую часть опрошенных первокурсников (80,8 %) составили молодые люди в возрасте до 18 лет. 18,0 % опрошенных составляют группу 18-19-летних, и только 1,2 % респондентов (11 человек) находятся в возрасте 20 лет и старше.

    У абсолютного большинства (97,4 %) опрошенных студентов есть матери, тогда как отцы есть только у 88,2 % первокурсников-респондентов нашего исследования. Социальный состав семей первокурсников по данным опроса таков: треть отцов и матерей студентов являются специалистами, четвертая часть отцов и 16,1 % матерей – рабочие, 14,2 % отцов и 11,9 % матерей – предприниматели, финансисты, работники торговли; в бюджетной сфере трудится 16,7 % матерей и только 4,8 % отцов.

    Социально-профессиональные характеристики родителей студентов-гуманитариев и студентов-негуманитариев имеют некоторые различия. Среди отцов студентов-негуманитариев значительно выше доля рабочих (32,0 % против 19,9 %), среди отцов студентов-гуманитариев выше доля предпринимателей (18,3 % против 8,8 %).

    Есть различия и в социально-профессиональных характеристиках родителей студентов- бюджетников и студентов, занимающихся на платной основе. Среди отцов студентов-платников в 2 раза больше предпринимателей, финансистов и работников торговли (20,0 % против 11,0 %) и в 3 раза меньше работников бюджетной сферы (2,2 % против 6,2 %).

    2,5 % опрошенных первокурсников оценили материальное положение родительской семьи как «очень хорошее», 24,2 % – как «хорошее», 58,7 % – как «среднее», 9,5 % – как «плохое», 0,5 % (5 человек) – как «очень плохое» и 4,5 % студентов затруднились с ответом.

    Оценка материального положения своей семьи существенно выше у гуманитариев, нежели у студентов естественных факультетов, а также у студентов-платников по сравнению с бюджетниками: оценку «плохо» дают 6,3 % студентов, занимающихся на коммерческой основе, и 16,5 % студентов-бюджетников.

    Почти половина опрошенных студентов (45,7 %) для поступления в университет занималась на подготовительных курсах: среди них 31,4 % занимались на курсах в СамГУ, а 14,3 % – в других учебных заведениях. Наиболее высок удельный вес студентов, занимающихся на курсах в других учебных заведениях, среди «физиков» (29,4 %), студентов специальности «математические методы в экономике» (23,8 %), «культурологов» (23,5 %), «биологов» (22,4 %) и студентов специальности «организация и технология защиты информации» (34,9 %).

    Удельный вес студентов, прошедших подготовку при СамГУ, больше всего у «филологов-русистов» (58,8 %), «психологов» (52,3 %), «химиков» (44,7 %), студентов специальности «менеджмент организации» (41,7 %), «документоведов» (41,0 %), «юристов» (39,8 %). Большой удельный вес студентов, прошедших подготовку на курсах при СамГУ, безусловно является показателем хорошо организованной профориентационной работы факультетов, особой привлекательности этих специальностей для абитуриентов именно в СамГУ. Это подтверждается и тем, что почти каждый пятый из опрошенных первокурсников мотивом поступления в вуз назвал возможность учиться именно в Самарском государственном университете.

    Треть первокурсников (32,2 %) для поступления в СамГУ занимались с репетитором: на гуманитарных факультетах это 34,6 % опрошенных студентов, на естественнонаучных – 29,1 %.¹ Удельный вес занимавшихся с репетитором среди студентов-бюджетников и среди студентов-платников одинаков.

    Первокурсники оценивали отдельные стороны деятельности СамГУ. Самая высокая оценка относится к уровню профессио-нального мастерства преподава-телей: 88,4 % опрошенных студентов дали оценку «хорошо» и разброса по специальностям практически нет. Все остальные аспекты деятельности университета: работа студенческого профкома, работа деканатов, условия учебы, материально-техническая база вуза, организация работы буфетов, оценены значительно ниже. Самая низкой из предложенного списка сторон деятельности университета оказалась оценка работа библиотеки: 21,0 % опрашиваемых сочли ее деятельность неудовлетворительной. Объяснением этому служит то, что в течение практически всего осеннего семестра библиотека «перевооружалась» за счет средств международного гранта и просто не могла обслуживать читателей в полную меру.

    Сравнивая оценки различных сторон деятельности университета студентами-платниками с соответствующими оценками по университету в целом, видим, что оценки профессионального мастерства преподавателей у них чуть выше общеуниверситетских, тогда как оценки других сторон деятельности СамГУ хотя и немного, но ниже.

    В целом оценки первокурсников СамГУ практически не отличаются от подобных оценок, данных студентами в нескольких субъектах Российской Федерации (в Москве, Санкт-Петербурге, в ряде других крупных и средних городов России) в исследовании, проведенном в 2002 году. Говоря о работе современной высшей школы, респонденты того исследования положительно оценивали лишь качество преподавательского мастерства (67,4 % положительных оценок). Негативно оценивались техническая оснащенность учебного процесса, условия учебы. Хуже всего, считали опрошенные, обстоит дело с учебниками и учебными пособиями (78,0 % отрицательных ответов).²

    В таблице 1 показана мотивация поступления в СамГУ студентов-бюджетников и студентов, обучающихся на коммерческой основе.

    Как следует из таблицы 41,3 % студентов поступили в университет, чтобы получить любимую профессию. Ее наличие – показатель имеющейся первичной профессиональной ориентированности, сформировавшейся еще в школе. В будущем половина ответивших (50,3 %) надеется приобрести интересную профессию. Каждый третий первокурсник (35,7 %) не имеет пока определенной профессиональной направленности. Для них поступление в СамГУ – это возможность получить высшее образование и диплом, подтверждающий это. Среди студентов, занимающихся на коммерческой основе, таковых существенно больше – 41,0 %.

    В анкете по поводу выбранных профессий студентам были также предложены еще два вопроса: «Как, по их мнению, выбранная профессия оценивается в обществе?» и «Насколько высока ее значимость для российского общества?»

    Оказалось, что для абсолютного большинства отвечавших (84,4 %) значимость выбранных профессий для общества очень высокая. Но первокурсники хорошо понимают, что различные профессии (специальности) сегодня по-разному оцениваются в обществе, прежде всего это касается отплаты труда, возможности трудоустройства и дальнейшего карьерного роста. В связи с этим уже меньшая доля респондентов (61,9 %) оценила избранную профессию как «важную и перспективную». Четвертая часть ответивших (24,4 %) считает профессию, по которой обучается, «важной, но не перспективной». А каждый тридцать третий студент (2,9 % опрошенных) полагает, что его профессия «и не важная и не перспективная». 10,9 % первокурсников затруднились дать ответ, что свидетельствует или о латентной отрицательной оценке или о плохой их информированности.

    Разброс оценок по различным показателям, касающимся выбранных профессий, у студентов разных специальностей значителен.

    60,5 % первокурсников считают, что за прошедший год их жизнь изменилась к лучшему, для 9,3 % ответивших наоборот, жизнь изменилась к худшему, тогда как для 12,4 % студентов жизнь осталась такой же, как и прежде. Затруднились с ответом на этот вопрос 17,8 % опрошенных первокурсников.

    Вот как в целом характеризуют свое настроение студенты перед первой в своей жизни сессией (таблица 2).

    Уровень настроения у студентов существенно зависит от выбранной специальности. Так, если у «социальных педагогов», «юристов», студентов специальности «менеджмент организации», «социальных работников», «психологов», студентов специальности «прикладная математика и информатика», от 75,0 % до 85,0 % опрошенных оценивают свое настроение положительно, то у «биологов», «математиков», студентов специальности «компьютерная безопасность» и «механиков» таковых только от 40,0 % до 50,0 %. Уровень настроения студентов остальных специальностей варьируется в указанных границах. Но в целом у студентов-гуманитариев настроение более оптимистичное по сравнению со студентами-негуманитариями (68,9 % положительных ответов против 50,5 %). Первая сессия – большое испытание для вчерашних школьников. Ленинградские социологи еще в 60-70 годы прошлого века, занимавшиеся проблемами адаптации студентов к вузу, считали необходимым организовывать перед первой сессией специальные тренинги психологов с первокурсниками.

    В структуре свободного времени студентов-гуманитариев и студентов-негуманитариев больше общего, чем различий. Находясь дома, 60,0 % тех и других смотрят телевизор. Около половины (47,2 %) читают книги. При этом доля гуманитариев, читающих книги, больше (56,2 % против 35,5 %). Около половины тех и других пытаются выспаться (45,2 %). Треть состава опрошенных (35,0 %) читают газеты, журналы, треть (33,4 %) сидит за компьютером, при этом разницы между гуманитариями и негуманитариями почти нет (30,3 % гуманитариев и 37,4 % негуманитариев). Спортом занимается только четвертая часть опрошенных (24,5 %). Совсем небольшая доля студентов (10,2 %) в свободное время играет на музыкальных инструментах.

    Вне дома более половины первокурсников (55,6 %) в свободное время встречаются с приятелями, 39,0 % ходят в кино, 30,8 % бывают в клубах, на дискотеках, почти столько же (29,7 %) посещают тусовки в своей компании, 27,9 % просто гуляют по городу. Пятая часть опрошенных (23,1 %) посещает магазины, вещевые рынки. 16,7 % студентов бывают в театрах (20,8 % гуманитариев и 11,3 % естественников). Совсем небольшая доля первокурсников посещает выставки – 5,5 %.

    16,2 % опрошенных в свободное время занимаются самообразованием, а 9,3 % студентов заявили о том, что у них нет свободного времени. Это прежде всего относится к тем из них, кто подрабатывает.

    Вообще-то основным источником карманных денег первокурсников является «карман» родителей (74,6 % ответов). Однако 7,9 % студентов (каждый двенадцатый студент) работают на постоянной основе и имеют собственный доход. Еще 9,7 % респондентов подрабатывают время от времени. Доля работающих и подрабатывающих студентов почти в 2,5 раза больше среди студентов естественнонаучных факультетов, чем гуманитарных (17,7 % против 6,9 %). Несомненно, большая загруженность части студентов естественнонаучных факультетов является одной из главных причин их большой психологической напряженности накануне сессии. Исследователи отмечают, что трудности экономических и социальных преобразований в стране наложили отпечаток на гражданскую позицию студентов и преподавателей. В социальном и общегражданском плане их настроение характеризуется чувством социального дискомфорта. В целом, более 70,0 % преподавателей и студентов в 1997 году оценивали ситуацию в России как «тревожную» (49,1 %) и «кризисную» (20,8 %).³

(Продолжение в октябрьском выпуске газеты.)
ВИТАЛИЙ Гарькин,
ЛИДИЯ Полянцева,
ИРИНА Столярова

    ¹ По материалам российского исследования 2002 года 37,1 % респондентов пользовались услугами репетиторов, см. Вестник Московского университета, 2003, № 4, с. 170.

    ² Вестник Московского университета, 2003, № 4, с. 168

    ³ Социология образования: прикладной аспект. М. «Юрист». 1997, с. 279

номер: 6 сентября 2004 г. № 6
на главную



подробнее





  Разработка и поддержка: "UniverSite" © Copyright, газета «Самарский Университет», 2002 - 2004