4 ноября 2004 г. № 8
Газета выходит с августа 1978 года
Бесплатно
Человек науки
Совет попечителей
"Важно быть первой"
Увлечение с детства
На пути к знанию
Идея университета
Inform-бюро
"Как я провел лето"
Держись, Гос!..
Семинар по физике
Защиты диссертаций
Наше слово
Шутки осени
Реклама
Объявления
Номера
К Вашему сведению ...
Олимпиады
Правила приема
Отчеты
События
Наука
Студвесны
Посвящения
КВН
Спорт
Фотовыставки
Музыка
Картинная галерея
Конференции
Научные работы
Ссылки
Это мы
Наши авторы
Реквизиты
Достижения
О газете в прессе


Аспирантуре СамГУ - 30 лет!

Человек науки - национальное богатство общества

    Подготовку в университете специалистов высшей квалификации, исследователей и педагогов, активных в творческой деятельности, способных самостоятельно решать научные задачи осуществляет система послевузовского профессионального образования – аспирантура и докторантура.

    Современное время – это время бурного развития новых технологий во всех сферах общества, и процветают те, кто не только ими владеет, но постоянно их совершенствует. В современном обществе в первую очередь востребованы активные личности, обладающие творческим мышлением, умеющие решать существующие проблемы, способные к саморазвитию и совершенствованию своего интеллектуального потенциала.

    Для успешной деятельности современному специалисту необходимы не только знания, соответствующие достижениям современной науки, но и умение быстро усваивать и развивать новые идеи, концепции, строить конструктивные подходы к решению задач, т. е. специалист должен быть интеллектуально активной личностью. Поэтому современное образование не может быть сведено к передаче знаний, оно обязательно должно быть направлено на воспитание личности. Традиционно как в прошлом, так и в настоящее время важное место в образовательном пространстве занимает классический университет, выступающий как исследовательский и культурный центр, как высшая школа, готовящая интеллектуальных лидеров, элиту общества. Именно эта элита, имеющая высокий уровень творческой активности, обеспечивает динамику технологического и научного развития общества.

    В классическом университете, каким является ГОУ ВПО «Самарский государственный университет», процесс формирования специалиста с высоким уровнем интеллектуальной активности является сложным и многоплановым.

    Обучение студента по избранной специальности предусматривает не только получение им определенных знаний, навыков, умений, но и раскрытие его способностей, развитие его инициативы, склонности к поисковой деятельности. Это достигается созданием определённой атмосферы учебного процесса, подбором дидактических материалов, обязательной организацией системы научной работы студентов в период всего их обучения.

    Опыт работы аспирантуры показывает, что эффективность подготовки аспирантов зависит не только от состава научных руководителей, но и от правильного, качественного отбора кандидатов в аспирантуру. Именно поэтому набор в аспирантуру осуществляется учеными университета с учетом всех качеств претендента. Рекомендация в аспирантуру кафедрами, советами факультетов даются тем студентам, которые имеют высокий уровень успеваемости, а также склонность к научной творческой работе. Как правило, эти студенты имеют оригинальные дипломные работы, неоднократные выступления на конференциях, научных семинарах и публикации в научных журналах.

    Задача обучения в аспирантуре заключается в том, чтобы аспирант пополнил свои знания по общеобразовательным дисциплинам: философии и истории науки, иностранному языку, педагогике и психологии высшей школы, по своим специальным предметам, но главное, чтобы он, работая со своим научным руководителем, развил свои способности к творческой поисковой научной работе. При работе соискателя над кандидаткой диссертацией природных способностей не прибавляется, но возрастают знания, расширяется кругозор, развивается системность, логичность и творческое мышление. Эти качества необходимы не только в научной деятельности, но и вообще в жизни. Успешное завершение обучения в аспирантуре – это представление аспирантом диссертационному совету собственного исследования по выбранному научному направлению – кандидатской диссертации – и ее защита.

    Кандидаты наук, проявляющие наибольшую активность в творческой научной работе, развивающие новые научные направления, поступают в докторантуру. Кроме докторантуры есть такие формы помощи, как перевод преподавателя на должность старшего научного сотрудника для завершения работы над диссертацией и творческие отпуска. За период с 1979г. 60 преподавателям университета были созданы условия для завершения работы над диссертацией. Докторант получает разные формы поддержки со стороны ректората и коллектива кафедры. Итогом его работы является представление научного исследования в форме докторской диссертации.

    С 1979 г. по настоящее время сотрудниками университета защищена 81 докторская диссертация, причем с 1979 по 1989 гг. – 19, с 1990 по 1999 гг. – 29, с 2000 по настоящее время – 33.

    Среди бывших аспирантов университета все больше становится докторов наук: Кабытова Н. Н., Сараев Л. А., Савельев П. И., Сыгуров П. Н., Хромов А. И., Якунин В. Н., Тарасов А. А., Буланова А. В., Блатов В. А., Подковкин В. Г., Макурина О. Н., Голенков С. И. Первыми докторантами стали бывшие аспиранты: Леонтьева О. Б., Якунин В. Н., Казарина Т. В., Сыпченко А. В. Подготовка кандидатов и докторов наук в аспирантуре и докторантуре является важнейшим показателем успешной работы университета как центра по подготовке интеллектуальной элиты общества.

    Аспирантура в СамГУ была открыта в 1974 году по 7 специальностям. Тогда в аспирантуре обучались 18 аспирантов. Первыми руководителями были профессора Ершов А. Д., Медведев Е. И., Быковцев Г. И., Толкачев В. Г., Борисов В. Н., Мавринская Л. Ф. Тогда же начали обучать аспирантов профессора Храмков Л. В., Скобликова Е. С.

    В настоящее время 85 научных руководителей обучают 500 аспирантов и соискателей по 48 специальностям 14 отраслей наук. Первыми выпускниками аспирантуры были доценты университета Барабина М. Н., Теньгаев Е. И., Косолапов В. П., Власова И. А., Кабытова Н. Н., Тихонов В. И., Левина Л. И., Сыгурова О. Л., Шерстнева Г. С.

    За 30 лет работы аспирантуры в университете выпущено около 700 аспирантов, 50 процентов преподавателей СамГУ окончили нашу аспирантуру. Среди выпускников аспирантуры СамГУ несколько ректоров вузов г. Самары: ректор СИПКРО Носков И. А., ректор гуманитарной академии Воронина Н. Ю., ректор института журналистики Симатов С. А., ректор Самарского филиала Московского педагогического института Козловская Г. Е., ректор Муниципального института управления Савельев П. И., ректор Самарского филиала Московского государственного университета сервиса Малафеев А. В., проректоры: первый проректор гуманитарной академии Голенков С. И., проректор СамГУ Нечаев А. В. Очень многие наши выпускники аспирантуры заведуют кафедрами в различных вузах Самарской области и других регионах России. Нашу аспирантуру окончили деканы университета Мачнев В. Я., Рытов Г. Л., Теньгаев Е. И., заведующие кафедрами: Илюхина Н. А., Сараев Л. А., Парамонов В. Н.

    Примечательно, что стремление одаренных студентов обучаться в аспирантуре является устойчивым. Число желающих поступить в аспирантуру непрерывно возрастает. В этом году в аспирантуру поступает 70 человек. Причем, если раньше в основном поступали в заочную аспирантуру, то сейчас поступают в очную, несмотря на то, что стипендия составляет всего тысячу рублей. Это подчёркивает значимость образования в активно развивающемся обществе. Люди осознают, что в динамичном, с рыночной экономикой, обществе многое можно приобрести, но многое можно и потерять, но приобретенные знания всегда останутся с человеком.

    В настоящее время, в принципе, любой выпускник вуза, имеющий необходимые знания и склонности к творческой деятельности, может стать аспирантом. Но молодые люди должны помнить, чтобы стать настоящим ученым, нужно полностью посвятить себя науке.

    Жизнь в науке наполнена как творческими исканиями, так и рутинным трудом. В подготовке аспирантов и докторантов имеется много проблем. Прежде всего, для организации активной поисковой деятельности аспирантов на естественных факультетах должна быть материальная база, адекватная современным достижениям науки и техники и это, несомненно, требует серьезных материальных затрат.

    Важный вопрос в обучении всех аспирантов - командировки в архивы, на полевые практики, в библиотеки, на конференции, научные семинары и т. д.

    В течение многих лет государственное финансирование на это отсутствует, но благодаря ректорату и, в частности, ректору Геннадию Петровичу Яровому эти проблемы решаются.

    Существует и проблема диссертационных советов. Из 48 научных специальностей аспирантуры СамГУ советы есть только по 19 специальностям.

    Но, несмотря на существующие проблемы, аспирантура нашего университета работает успешно.

    Успешной считается работа аспирантуры, если высок процент защит диссертаций в срок, т. е. на момент окончания обучения. Средний процент по стране 22-25 %. В нашем университете 40-60 % аспирантов защищаются в срок, но есть вузы, в которых эффективность достигает 70-80 %. Нам есть к чему стремиться.

    В год открытия аспирантуры для организации работы с аспирантами, докторантами и осуществления контроля за их подготовкой был сформирован отдел аспирантуры. В первый период развития аспирантуры ее заведующей была Галина Алексеевна Лукс, ныне заведующая кафедрой международного института рынка. С 1979 года и по настоящее время заведующей аспирантурой и докторантурой бессменно является Людмила Анатольевна Круглова. В 2002 году в связи с увеличением числа специальностей и ростом контингента аспирантов и соискателей на базе отдела аспирантуры был сформирован отдел послевузовского профессионального образования, который она возглавила как опытный специалист.

    Отдел аспирантуры, отдел послевузовского профессионального образования традиционно работали организованно и продуктивно. Работа отдела опирается на грамотно выстроенный организационный фундамент. В этом заслуга, прежде всего, Людмилы Анатольевны.

    Людмила Анатольевна принципиально считает, что организационную работу отдела нельзя свести только к формальному исполнению приказов, инструкций, предписаний министерства и ректората университета. Коллектив научных руководителей, аспирантов, докторантов - это коллектив высокообразованных творческих личностей. Основная задача, стоящая перед коллективом, - производство новых знаний, новых интеллектуальных ценностей, которые представляются докладами на научных конференциях, научными статьями в журналах и сборниках. Итогом этой творческой работы является написание и защита кандидатских и докторских диссертаций. Однако на пути решения этих сложных задач часто возникают нестандартные ситуации, мешающие достижению цели.

    Людмила Анатольевна всегда склонна внимательно и доброжелательно выслушать своих собеседников с тем, чтобы наиболее объективно оценить ситуацию и содействовать решению возникающих проблем. Она глубоко убеждена, что творческой работой невозможно заниматься в условиях понукания, в атмосфере грубых требований и наставлений. Поэтому в процессе формирования аспирантского коллектива создается демократическая обстановка, которая способствует раскрытию личности и её творческих способностей. С этой целью проводятся организационные собрания, беседы с аспирантами и докторантами, способствующие их адаптации к новой форме работы и обучения.

    Отдел послевузовского профессионального образования, готовя специалистов высшей квалификации, формирует интеллектуальный потенциал нашего общества, показывает высокий уровень работы, создавая университету авторитет и позитивный имидж. Будем надеяться, что и впредь работа по подготовке кадров высшей квалификации в нашем университете сохранит свои лучшие традиции и разовьет их.

Владимир Конев, профессор,
зав. кафедрой философии гуманитарных факультетов,
Александр Бирюков, профессор,
зав. кафедрой общей и теоретической физики.

номер: 4 ноября 2004 г. № 8
на главную



подробнее





  Разработка и поддержка: "UniverSite" © Copyright, газета «Самарский Университет», 2002 - 2004