8 марта 2004 г. № 2
Газета выходит с августа 1978 года
Бесплатно
С 8 марта!
Визит Хуберта Шмальца
Она звалась Татьяной...
Женщины военной поры
Улыбайтесь, люди!
Лицо университета
Я знаю, кластер будет
Елена Фомина
Олимпиада дело тонкое
И снова "Дельта"!
Конкурс грантов
Ломоносовские турниры
Студенческий отряд
Она уже совсем близко
Великий пост
Почему вы курите?
Кроссворд
Чего хотят женщины?
Привет Калифорния!
Весна крупным планом
Урок брейк-данса
На десерт - "On-line®"
Есть что вспомнить
В.П. Скобелев
Инспекция МНС
Конкурс
Карнавал удался!
Мобильные технологии
Объявления
Номера
К Вашему сведению ...
Олимпиады
Правила приема
Отчеты
События
Наука
Студвесны
КВН
Новый Год
Фотовыставки
Музыка
Картинная галерея
Конференции
Научные работы
Ссылки
Это мы
Наши авторы
Реквизиты
Достижения
О газете в прессе


Православная обитель

Великий Пост

- Пост соблюдать?! Да ты что! - Говорила женщина преклонного возраста своей собеседнице. Я, удобно устроившись около окна в переполненном автобусе, явилась невольной слушательницей разговора двух дам.

- Пост соблюдать не могу, - говорила первая. – Что же есть-то тогда, одну картошку? Без мяса голодно. Так и остатки здоровья потерять можно.

- Это раньше можно было поститься,- поддерживала ее вторая женщина. - А сейчас такое время сложное, да и люди теперь слабые стали.

После этого беседовавшие стали перечислять свои многочисленные болезни и беды. Я не посмела вмешиваться в разговор, но, когда пришла домой, перелистала имеющуюся литературу о посте, и не только святоотеческую, но и в частности работы медика С. Апраксина «Беседы уверовавшего врача», где он пишет: «В последнее время и в медицинской науке начинают все более и более раздаваться голоса, что обычное питание, в особенности мясное, составляет причину многих болезненных состояний и, прежде всего, вредно действует на нервную систему, на функцию головного мозга, потом на сердце, сосуды, почки и, в конце концов, приводит к различным заболеваниям, при которых, как показывают наблюдение и повседневный опыт, и душевная сфера редко бывает в равновесии и чистоте.

Таким образом, для души пост является горнилом, очищающим сердце, просветляющим ум и закаляющим волю, для тела же — предохранительным клапаном, предупреждающим чрезмерное накопление в крови вредно действующих продуктов неполного окисления белковых веществ при обычном обильном питании. Пост же предотвращает развитие многих болезней и преждевременную смерть».

Воздержание или своего рода пост был заповедан нашим прародителям Адаму и Еве, когда они еще находились в раю и были безгрешными (Быт. 2, 17 — запрещение «вкушать плоды древа познания добра и зла»). Тем более пост стал необходимостью после их грехопадения, и поэтому на протяжении всей священной истории мы видим, как праведные люди строго постились в разные периоды своей жизни. Постился даже безгрешный Богочеловек, Иисус Христос в течение сорока дней, чтобы приготовить себя к делу спасения мира.

Великий Пост (в 2004 году он начался с 23 февраля) является важнейшим и самым древним из многодневных постов. Это время молитвы и покаяния. Еще в Ветхом Завете Господь повелел сынам Израилевым каждый год давать десятину (т. е. десятую часть из всего, что они приобретали и, делая так, они имели благословение во всех своих делах). Зная это, св. Апостолы установили и для пользы всех христиан десятую часть года, т. е. время Великого Поста (Св. Четыредесятницу) посвящать Богу. Таким образом, Великий Пост — это Богом определенная десятина каждого года (по приблизительному подсчету 36 дней, не считая воскресных дней), которую православные, удерживаясь на это время от развлечений и всевозможных увеселений, посвящают преимущественно на служение Богу — на спасение своей души. Архиепископ Иоанн (Максимович) говорил в одной из своих проповедей: «Пост как бы жертва Богу от нашего тела. Что значит слово пост? Мы знаем, что пост означает и высокую должность на государственной службе, и место, на котором стоит часовой. Как высокий государственный деятель, так и особенно часовой на страже, должны зорко наблюдать за всем происходящим, чтобы ничего не произошло во вред того, что ему поручено. Так и наш пост есть стояние на страже души. Пост есть тщательное наблюдение, чтобы ничего не повредило нашей душе. Пост есть наблюдение за своими мыслями, охранение своего взора от вредных зрелищ, своего слуха от душевредящих разговоров, своего языка от скверных и пустых слов, своих уст от неподобающей пищи…Это обуздание своей воли…»

Пост, прежде всего, заключается в воздержании от скоромной пищи (мяса, яиц, молока, сыра), следовательно, он связан с упражнением воли. Как мускулы слабеют от бездеятельности, так в еще большей степени слабеет воля, если человек не упражняет ее.

Жизнь человека, удовлетворяющего всякое свое желание плоти, обычно приводит к тому, что он потом уже с трудом может устоять от различных соблазнов — его воля слабеет. И, соответственно, наоборот, отказы себе в плотских желаниях делают человека более сильным, закаляют волю.

Опасения, что постная пища может повредить здоровью, не выдерживают научной критики. Как показывает опыт подвижников, употреблявших минимум пищи, при растительном рационе мы легко можем доставить организму все нужное для поддержания сил. Пост содействует улучшению всех функций организма, в частности головного мозга. При этом просветляется разум, а сфера чувств делается более восприимчивой ко всему положительному. Вот почему перед принятием каких-либо важных решений христиане накладывали на себя пост.

Но, конечно, надо помнить, что пост – это не цель, а средство ко спасению души. Те, кто постится, должны стараться, чтобы про них не могли сказать, что мяса они не едят, а ближнего своего – с удовольствием. Воздержание в пище должно сочетаться с удержанием от злых дел, от злословия и осуждения. Пост ради Христа защищает человека от всякого вида дьявольских нападений. Христос говорил своим ученикам об изгнании злых духов: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17,21).

ЛИЛЯ ДЕРЖАВИНА,
гр. 2311, отделение журналистики.

номер: 8 марта 2004 г. № 2
на главную



подробнее




  Разработка и поддержка: pressa@ssu.samara.ru © Copyright, газета «Самарский Университет», 2002 - 2004