8 марта 2004 г. № 2
Газета выходит с августа 1978 года
Бесплатно
С 8 марта!
Визит Хуберта Шмальца
Она звалась Татьяной...
Женщины военной поры
Улыбайтесь, люди!
Лицо университета
Я знаю, кластер будет
Елена Фомина
Олимпиада дело тонкое
И снова "Дельта"!
Конкурс грантов
Ломоносовские турниры
Студенческий отряд
Она уже совсем близко
Великий пост
Почему вы курите?
Кроссворд
Чего хотят женщины?
Привет Калифорния!
Весна крупным планом
Урок брейк-данса
На десерт - "On-line®"
Есть что вспомнить
В.П. Скобелев
Инспекция МНС
Конкурс
Карнавал удался!
Мобильные технологии
Объявления
Номера
К Вашему сведению ...
Олимпиады
Правила приема
Отчеты
События
Наука
Студвесны
КВН
Новый Год
Фотовыставки
Музыка
Картинная галерея
Конференции
Научные работы
Ссылки
Это мы
Наши авторы
Реквизиты
Достижения
О газете в прессе


Олимпиада - дело тонкое

Самарскую областную физико-математическую школу поздравляли с десятилетним юбилеем на встрече выпускников 7 января, но уже на следующий день двери СОФМШ были открыты для детей, приехавших на областную олимпиаду…

Ранним воскресным утром, 8 февраля, в холле физмат школы я наблюдала интересную картину: ребята, стоящие отдельными группами, то перебрасывались какими-то ничего не значащими скучными фразами, то просто молчали, разглядывая падающий снег за стеклянной дверью.… У меня появилось впечатление, что все они собрались здесь по ошибке, совершенно случайно. Однако, присмотревшись повнимательнее, поняла: каждый из них волнуется, внутренне чётко осознавая истинную цель своего визита.

Чтобы попасть на эту областную олимпиаду, которая традиционно устраивается в январе-феврале месяце, учащиеся 8-11 классов прошли отбор на городских районных олимпиадах, показав свои математические навыки, творческие способности и, конечно, логическое мышление. Теперь, поднявшись на ступеньку выше, ребятам снова нужно было применять полученные знания и приобретённый опыт участия в такого рода конкурсах.

Олимпиада началась в 10 часов утра и продолжилась до 14 часов. Таким образом, школьники располагали достаточным запасом времени для решения задач.

«Составление задач входит в обязанности членов жюри, - поделился со мной доцент кафедры алгебры и геометрии Сергей Юрьевич Попов, которому декан механнико-математического факультета, проф. В.И.Астафьев поручил исполнять обязанности председателя жюри. - Помимо этого судьи проводят разбор задач после того, как заканчивается сама олимпиада, проверяют работы и определяют победителя, что очень важно, т.к. лучшие школьники представляют нашу область на зональных соревнованиях». Кроме С.Ю.Попова в состав жюри входили: С.В.Дворянинов (доц. каф. дифференциальных уравнений СамГУ), М.Н.Саушкин (доц. каф. прикладной математики и информатики СамГТУ), Е.Н.Огородников (каф. прикладной математики и информатики СГТУ), Ю.Н.Неценко (методист СИПКРО), С.Н.Богданов (доц. СГПУ), А.А.Максютин (старший преподаватель СИПКРО) и В.А.Куров (ветеран олимпиадного движения).

В проведении олимпиады принимали участие и студенты СамГУ: Станислав Козлов (153 гр.), Алексей Лепилов (1251 гр.), Екатерина Булатова (1251 гр.), Виктория Севостьянова (132 гр.), Михаил Игнатьев (121 гр.), Владимир Панов (122 гр.) и Игорь Черкасов (111 гр.). В числе этих студентов была и я. Мы раздавали варианты заданий, чистые листы, а также следили за школьниками, чтобы каждый из них работал самостоятельно, ни с кем не советуясь. Выполняя эту несложную работу, я вспоминала свои достижения в умственных соревнованиях и искренне желала участникам успеха.

Школьники всех классов получили по шесть задач, каждая из которых оценивалась в 7 баллов. Стоит отметить, что задачи были разноплановые, интересные и посильные для каждого претендента на победу. Увлечённые лица детей — тому подтверждение.

Меня очень удивил тот факт, что почти все ребята, сдавая работы, сразу же спрашивали, будут ли разбираться задачи. Получив утвердительный ответ, они выходили в коридор и терпеливо ожидали, пока закончится олимпиада и начнётся расшифровка головоломок. Для восьмиклассников, например, настоящей загадкой стала задача про шахматы, решить которую никто из них не смог: «Для какого наибольшего числа n на шахматной доске можно расставить коней так, чтобы каждый конь бил ровно n других?». Даже студенты нашего мехмата не сразу пришли к правильному ответу.

После разбора задач, отпустив любознательных школьников, судьи приступили к подведению итогов. Было решено присудить по одному первому месту, два вторых, три третьих места, а также выбрать четырёх участников для похвальных отзывов.

Среди 16-и восьмиклассников первое место занял Мыльников Дмитрий (школа № 27 Красноглинского района). Дима своим успехом подтвердил результативность зимней школы, организованной отделом образования г. Самары в начале января для подготовки к олимпиаде. Среди 46-и девятиклассников победителем признан Мельник Андрей (университет Наяновой), десятиклассник Фёдоров Алексей (лицей № 19 г. Тольятти) оказался впереди 50-и других ребят. А из 61-го одиннадцатиклассника лидером оказался Жданов Александр (медико-технический лицей). Теперь Саша по праву может стать студентом любого вуза Самарской области без экзаменов. С чем я его от всей души и поздравляю!

Результаты этой олимпиады поразительны: талантливые дети равномерно распределились по всем образовательным учреждениям. Это гимназии № 1, 2; школы № 27, 6, 120, 140; университет Наяновой; МТЛ; СМАЛ; ЛАП; технический лицей; физмат школа г. Самары, а также лицеи № 19, 57, 51, 67 г. Тольятти. Призёрами стали также дети из Чапаевска и Жигулёвска.

Такой расклад говорит об объективности олимпиады. Однако ни одно школьное заведение не показало особо ярких впечатляющих результатов. Такое ощущение, что уровень математической подготовки учеников падает. Так считает и Сергей Владимирович Дворянинов. По его словам, хорошо было бы создать центры, где периодически занимались дети из всех школ. Тогда у них была бы чудесная возможность выяснить свои настоящие способности, соизмеряя их со способностями других учеников, а заодно и получить новые знания, необходимые в плане личного развития.

За математической олимпиадой пришла пора и олимпиады по физике. Она тоже проходила в СОФМШ. Некоторые ученики этой школы, не слишком ярко проявившие себя в математике, показали лучшие результаты по физике. Так, например, участник двух соревнований Афанасьев получил похвальную грамоту за первый конкурс и второе место за второй. Результаты физической олимпиады примерно такие же: явных лидеров среди образовательных учреждений нет. Значит, создание физико-математических центров было бы не лишним, а даже необходимым и серьёзным делом.

Ещё было бы хорошо организаторам состязаний придерживаться мнения: «Олимпиада — это праздник знаний!». Вот, например, в Саратове, по рассказу С.Ю.Попова, олимпиада до сих пор проходит в четыре дня: знакомство ребят друг с другом, решение задач в два этапа и оглашение победителей. Мне кажется, что для школьников такая система организации олимпиады более интересна, чем та, которая есть у них сегодня, странным образом напоминающая шесть уроков подряд без перерыва на перемены. Всё это довольно скучно и утомительно. А праздничная олимпиада — это большой стимул если не для стремления к победе, то хотя бы для стремления к участию в соревновании.

Но будем надеяться, что общество ещё возратится к оставленным без внимания традициям, а пока можно ещё раз поздравить победителей с их существенными достижениями. Может быть, кто-нибудь из них совсем скоро окажется студентом нашего механико-математического факультета!

СВЕТЛАНА БАРАНСКАЯ, студентка мехмата, гр. 1231.

номер: 8 марта 2004 г. № 2
на главную



подробнее




  Разработка и поддержка: pressa@ssu.samara.ru © Copyright, газета «Самарский Университет», 2002 - 2004