8 марта 2004 г. № 2
Газета выходит с августа 1978 года
Бесплатно
С 8 марта!
Визит Хуберта Шмальца
Она звалась Татьяной...
Женщины военной поры
Улыбайтесь, люди!
Лицо университета
Я знаю, кластер будет
Елена Фомина
Олимпиада дело тонкое
И снова "Дельта"!
Конкурс грантов
Ломоносовские турниры
Студенческий отряд
Она уже совсем близко
Великий пост
Почему вы курите?
Кроссворд
Чего хотят женщины?
Привет Калифорния!
Весна крупным планом
Урок брейк-данса
На десерт - "On-line®"
Есть что вспомнить
В.П. Скобелев
Инспекция МНС
Конкурс
Карнавал удался!
Мобильные технологии
Объявления
Номера
К Вашему сведению ...
Олимпиады
Правила приема
Отчеты
События
Наука
Студвесны
КВН
Новый Год
Фотовыставки
Музыка
Картинная галерея
Конференции
Научные работы
Ссылки
Это мы
Наши авторы
Реквизиты
Достижения
О газете в прессе


Наши юбиляры
Итак, она звалась Татьяной...

    Романова Татьяна Павловна, доцент кафедры русского языка кандидат филологических наук, выпускница Самарского государственного университета (1977 год), работает в нем более 25 лет. Татьяна Павловна начинала свою деятельность в качестве энтузиаста библиотекарского дела, не чужда ей была и политическая деятельность - в роли организатора дискуссионного клуба (конец 80-х годов). Много внимания она уделяла внеаудиторной работе со студентами - куратор группы, организатор Студвесен, Дней филолога.

В настоящее время Татьяна Павловна - крупный специалист в области русской ономастики. Она, постоянный участник Международной конференции «Ономастика Поволжья», сотрудничает с зарубежными лингвистами (Польша, Германия), имеет публикации в европейских журналах. Татьяна Павловна - оригинальный исследователь, так как в поле ее научной деятельности находится история становления языка рекламы. При ее большом участии в 2003 году на факультете открылась новая специализация «Филологическое обеспечение рекламы». Т.П. Романова имеет около 30 научных работ.


- Татьяна Павловна, расскажите, насколько закономерно то, что Ваш день рождения и Татьянин день – праздник всех студентов (и преподавателей) отмечаются в одном месяце? Как Вы решили связать свою жизнь с Самарским университетом и с русской филологией, несмотря на то, что заканчивали математическую школу?

- Меня назвали Татьяной, потому что маме очень нравилась пушкинская героиня. Но ничего случайного, особенно в именах, не бывает. Моя жизнь и судьба, как кажется, во многом предопределены именем. Отчасти во мне воплотился характер пушкинской Татьяны и ее судьба, с другой стороны, оправдываются предначертания, связанные со святой Татьяной, которая является покровительницей студенчества. Я очень люблю университет, студентов, меня вдохновляет процесс преподавания. Это моя «ниша». В детстве у меня было много увлечений: жизнь животных, растений, рисование, театр, точные науки. Но, учась в математической школе, я поняла, что не математик в душе, а, скорее, наоборот, и поступила на филфак. Во многом это произошло под влиянием замечательного учителя русского языка и литературы — Эвелины Леоновны Сурабекянц.

- Для студентов Вы преподаватель, впервые открывший им доселе неведомую науку – ономастику. Что привлекло в эту область Вас?

- В университете я с удивлением открыла, как интересна лингвистика, изучающая постоянно меняющийся мир живого языка. Дмитрий Иванович Алексеев (мой научный руководитель) помог найти свою дорогу в потоке лингвистических исследований. Тема первой курсовой работы «Проявление эмоциональности и экспрессивности в современных кличках лошадей». В ней совместилось сразу несколько интересных для меня вещей - загадочный мир собственных имен, которые отражают отличительные качества животных и одновременно являются их рекламными именами. Племенные кони предназначены на продажу, они участвуют в различных соревнованиях и поэтому их имена должны быть яркими, престижными, запоминающимися. Работа над этой темой, как первая любовь, многое перевернула в моей жизни. Я стала лингвистом и, прежде всего, ономатологом — исследователем собственных имен.

- Вы – исследователь жанра рекламы, его истории и закономерностей развития; человек, проникающий в самое «сердце» современного дискурса и одновременно находящийся на необходимой для научной рефлексии дистанции по отношению к нему. Что Вы можете сказать о феномене рекламы, отношение к которой в обществе скорее негативное?

- Цивилизованная реклама необходима современному обществу, без нее невозможна реализация товаров и развитие производства. Российская реклама еще очень молода и несовершенна, она находится на стадии становления. Негативное отношение к ней наших соотечественников объясняется многими объективными причинами. Думаю, что в скором будущем создатели рекламы смогут преодолеть имеющиеся у нее недостатки, и реклама будет более успешно выполнять свои функции.

- Правда ли, что Вы не можете пройти мимо интересного названия кафе или магазина, а обязательно остановитесь и запишете его? Насколько для ученого плодотворно переключение на другую научную тему?

- В течение последних десяти лет я работаю над изучением «языка» рекламы, исследую различные разряды рекламных собственных имен, слоганы, рекламные тексты, стараюсь выявить основные закономерности, существующие в этой области. Реклама — это особый мир, в котором простые на первый взгляд вещи имеют символический смысл. Этот мир влечет к себе своей неразгаданностью, и чем больше тебе открывается, тем сильнее хочется идти все дальше и дальше. Реклама окружает нас повсюду, и я не могу пройти мимо ее творений. Постоянно ношу с собой блокнотик, в который записываю встретившиеся мне названия. Занятие рекламой — это в сущности, продолжение моей первой темы, так как клички племенных лошадей тоже являются рекламными именами.

- При опросах студенты неизменно называют Вас среди любимых преподавателей. Ваш талант общения, доброжелательность, открытость снискали Вам любовь и уважение коллег. Что Вам самой нравится больше – работа со студентами или научное вдохновение?

- Спасибо за добрые слова, правда, они, кажется, чересчур преувеличивают мои заслуги. Мне очень нравится читать лекции, вести практические занятия и работать со студентами в спецсеминаре. В общении с ними я получаю огромный заряд энергии. Когда я что-нибудь нахожу в научном плане, то сразу же думаю о том, как расскажу об этом своим студентам, ведь они мои самые близкие научные коллеги.

- В этом учебном году при кафедре русского языка открыта новая специализация «Филологическое обеспечение рекламы». Каково ее назначение?

- Новая специализация нужна филологам, так как поможет им найти интересное приложение своих творческих возможностей, в перспективе нужную обществу и хорошо оплачиваемую работу. Именно на филологов возлагается миссия совершенствования языка современной российской рекламы. Это очень сложная задача, но я уверена, что сегодняшние студенты нашего факультета сумеют внести свой вклад в ее решение.

- Одна из дисциплин этой специализации – слоганистика. Как Вы считаете, может быть в рамках Дня факультета организовать конкурс на создание эмблемы и слогана (логотипа) филологического факультета?

- Обучение на специализации только началось, закончился первый семестр, поэтому говорить о профессиональных навыках пока рано, но творческий потенциал филологического факультета поистине неисчерпаем. Конкурс на создание эмблемы и слогана факультета вполне можно объявить, а вдруг получится?

- Вы преподаете такие совершенно далекие друг от друга дисциплины, как старославянский язык и язык рекламы. Как Вам удается совмещать в своей научной и преподавательской деятельности столь различные направления?

- Старославянский язык преподавать намного легче, чем язык рекламы прежде всего потому, что он капитально изучен, имеет хорошо разработанную методику преподавания, классические учебники. Язык рекламы создается на наших глазах, его подробное исследование еще впереди, многое пока не ясно. Приходится почти одновременно собирать материал, изучать его и тут же разрабатывать методику преподавания. Трудно, но интересно, а главное, нужно - студенты ждут.

ВЕРА ЛАБУТИНА,
кандидат филологических наук старший преподаватель кафедры русского языка;
ЕЛЕНА АРИНИНА,
ассистент кафедры русского языка.

номер: 8 марта 2004 г. № 2
на главную



подробнее




  Разработка и поддержка: pressa@ssu.samara.ru © Copyright, газета «Самарский Университет», 2002 - 2004