4 июня 2004 г. № 5
Газета выходит с августа 1978 года
Бесплатно
"Мисс Россия - 2003"
Проблемы воспитания
Лицо университета
Со степенью ... Ph D
Итоги конкурса
День библиотекаря
Коллективный договор
Награды Патриарха
"Почетный профессор"
"Чудеса всегда ..."
Alter Ego (Второе Я)
Выездная сессия
"Музейный пикник"
Неделя письменности
Сотрудничество
"Славянский мир"
Рефлексия по поводу
Будущее - в руках!
Хроника олимпиады
Кострома 2004 г.
Защиты диссертаций
Стресс в нашей жизни
Болезни любви
Центр повышения
Объявления
Номера
К Вашему сведению ...
Олимпиады
Правила приема
Отчеты
События
Наука
Студвесны
КВН
Спорт
Фотовыставки
Музыка
Картинная галерея
Конференции
Научные работы
Ссылки
Это мы
Наши авторы
Реквизиты
Достижения
О газете в прессе


Здоровье

Стресс в нашей жизни. Как его избежать?

    Естественной и неотъемлемой частью нашей повседневной жизни стал стресс. Порой мы не обращаем на него никакого внимания, в то время как длительное воздействие отрицательных, да и мощных положительных, эмоций грозит опасностью возникновения многих заболеваний, вплоть до смертельного исхода.

    Stress - в переводе с английского - давление, нажим, напряжение. Первым дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье. В одном из своих выступлений в Праге Селье говорил: «Стресс – это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни».

    У наших предков в борьбе за выживание выработалась своеобразная биологическая реакция на стресс. Она бывает двух видов: реакция тревоги, мгновенный ответ организма на физическую или психическую опасность, и реакция «бдительности», вызывающая чаще всего длительный стресс.

    В основе этих реакций лежит выброс надпочечниками гормонов: адреналина и норадреналина (катехоламинов) при первой реакции и глюкокортикоидов – при второй.

    Под действием катехоламинов в организме человека:

  • учащается сердцебиение за счет повышения работоспособности сердца, обеспечивающее снабжение органов дополнительной кровью и высокой энергией в момент опасности;
  • повышается уровень сахара в крови (необходимая энергия для мышц);
  • происходит отток крови от внутренних органов к скелетным мышцам, что позволяет быстро избежать опасности или оправиться от удара;
  • повышается свертываемость крови – уменьшение риска смерти от потери крови при значительных ранениях;
  • расширяются зрачки, что приводит к повышению зрительной активности и зоркости;
  • учащается дыхание – увеличивается приток кислорода к жизненно важным органам.

    Кроме катехоламинов, при реакции тревоги в мозге вырабатываются биологически активные вещества – эндорфины, уменьшающие чувствительность к боли. В результате реакции тревоги организм готовится к возможным изменениям и накапливает силы для решительных действий.

    Реакция бдительности развивается под действием глюкокортикоидов, которые медленно и устойчиво вызывают серию физических изменений: возбуждение, повышение кровяного давления, нарушения ритма сердца, потерю жизненно важных солей (натрия, магния), повышение уровня холестерина в крови, подавление активности половых гормонов, повышение кислотности желудочного сока. Глюкокортикоиды вначале стимулируют, а затем хронически ослабляют иммунную систему, снижая эффективность иммунных клеток.

    Стрессы бывают эмоционально положительные и эмоционально отрицательные; кратковременные и долгосрочные (острые и хронические); физиологические и психологические (информационные и эмоциональные).

    Одним из распространенных видов стресса является экзаменационный. Известно, что за экзаменационный период в школах и вузах 48% юношей и 60% девушек заметно теряют в весе, а кровяное давление у них повышается до 140-155 мм ртутного столба.

    Молодые и совершенно здоровые люди страдают от головной боли, тошноты и диареи, у них обостряются все кожные заболевания, появляется чувство общего недомогания, растерянность, паника и страх. Их мучают кошмарные сновидения и неприятные воспоминания о прошлых провалах на экзаменах; ухудшается память, сон и аппетит, снижается способность к концентрации внимания, появляется рассеянность. Страх блокирует интеллект, парализует волю. Отсюда провалы в памяти, а иногда и обмороки. Во время подготовки и ответа у студентов и учащихся сужаются или расширяются сосуды, изменяется ритм дыхания, состав крови и слюны, усиливается потоотделение.

    Как же справиться со стрессом и экзаменационным стрессом в частности? Конечно, в период сессии говорить о том, что готовится к экзаменам надо в течение всего семестра, уже, наверное, не имеет смысла. Поэтому, возможно только порекомендовать четко распределить оставшееся время, не оставляя половину учебного материала на последнюю ночь перед экзаменом. Необходимо распланировать свой режим дня (учеба + питание + сон + обязательная физическая активность, прогулка перед сном). Нельзя экономить время за счет сна. Сведите к минимуму прием кофе и выкуривание сигарет, заменив их водой, соками и спортом. Питание должно быть дробным (4-5 раз в день). Потребляйте больше овощей, фруктов, меда, орехов и растительного масла, уменьшите количество животных жиров и углеводов. Не забудьте про белковую пищу (субстрат памяти): за две недели до сессии количество потребляемого белка (особенно животного происхождения) надо увеличить. Особенно полезна рыба, так как она содержит фосфор, необходимый для работы мозга.

    Научитесь расслабляться. Используйте формулы самовнушения и дыхательные упражнения.

    В день перед экзаменом рекомендуется закончить обучение в 21-22 часа, в течение часа погулять на свежем воздухе и лечь спать. Тогда сдача экзамена на «свежую» голову пройдет успешно.

    Настройтесь на победу. Кто-то мудро заметил: “Если вы желаете добиться успеха - ведите себя так, словно вы его уже добились”. Вид спокойного, уверенного в себе студента действует на экзаменатора однозначно положительно. Конечно, от неудачи не застрахован никто, но чем меньше ее боишься, тем более вероятен успех.

ИРИНА КРЕТОВА,
зав. кафедрой основ медицинских знаний,
доктор медицинских наук.

номер: 4 июня 2004 г. № 5
на главную



подробнее




  Разработка и поддержка: "UniverSite" © Copyright, газета «Самарский Университет», 2002 - 2004