4 июня 2004 г. № 5
Газета выходит с августа 1978 года
Бесплатно
"Мисс Россия - 2003"
Проблемы воспитания
Лицо университета
Со степенью ... Ph D
Итоги конкурса
День библиотекаря
Коллективный договор
Награды Патриарха
"Почетный профессор"
"Чудеса всегда ..."
Alter Ego (Второе Я)
Выездная сессия
"Музейный пикник"
Неделя письменности
Сотрудничество
"Славянский мир"
Рефлексия по поводу
Будущее - в руках!
Хроника олимпиады
Кострома 2004 г.
Защиты диссертаций
Стресс в нашей жизни
Болезни любви
Центр повышения
Объявления
Номера
К Вашему сведению ...
Олимпиады
Правила приема
Отчеты
События
Наука
Студвесны
КВН
Спорт
Фотовыставки
Музыка
Картинная галерея
Конференции
Научные работы
Ссылки
Это мы
Наши авторы
Реквизиты
Достижения
О газете в прессе


Наши юбиляры
Проректор со степенью... Ph D

    Интервью с Юрием Андреевичем Родичевым.

    С 1 сентября 2003 года в нашем университете введена новая должность проректора по информатизации. Им не случайно назначен Родичев Юрий Андреевич. Совсем недавно ему исполнилось 50 лет. Из них он в университете 33 года, начиная с 1971 года, когда пришел из сельской школы студентом на механико-математический факультет. На сегодняшний день у Юрия Андреевича около 30 опубликованных научных работ, свыше 30 разработанных и внедренных программных систем в более чем сорока организациях, в том числе и в нашем университете, авторское свидетельство на программный комплекс. В прошлом году он защитил диссертацию по теории информационных систем и сетей в международном совете Европейской Академии Информатизации, штаб квартира которой находится в Бельгии. Ему присуждена ученая степень доктора философии (Ph D), принятая во всех странах Европы. Россия подписала Болонские соглашения, согласно которым мы должны принять европейскую систему образования и подготовки научных кадров, состоящую из ступеней – бакалавр, магистр, доктор. В плане реализации Болонских соглашений Министерством образования РФ принят ряд нормативных документов, регламентирующих взаимное признание (нострификацию) европейских и российских ученых степеней. СамГУ может гордиться таким человеком, хотя, как он сам говорит, в ряде крупных университетов России ученые с подобными степенями уже не редкость.

    — Каков масштаб деятельности проректора по информатизации?

    — Учитывая важность работ в области внедрения информационных технологий, девять лет назад Министерство образования РФ инструктивным письмом рекомендовало вузам ввести две новых должности: проректора по информатизации — для руководства информатизацией вуза в организационном плане — и главного конструктора по информатизации — для руководства работами по информатизации в предметном и программно-техническом планах. Во многих вузах, в том числе и самарских, такие должности введены уже давно. У нас в университете в 1995 году должность главного конструктора была совмещена с должностью начальника ИВЦ. Должность проректора по информатизации, как уже сказано, введена с 1 сентября 2003 года. Одной из основных функций проректора является организация и координация работ подразделений университета по внедрению информационных технологий во все сферы деятельности.

    — Каково современное состояние парка компьютеров в СамГУ?

    — Если говорить о количественных характеристиках, то на 20 апреля в университете было 915 компьютеров. Из них 88% компьютеров класса Pentium и выше, около 50% всего парка - это компьютеры класса Pentium III и Pentium IV. Однако, по моему убеждению, количественные характеристики не отражают степени информатизации вуза. Например, отдельный локальный компьютер и аналогичный компьютер в составе корпоративной сети с выходом в Интернет имеют совершенно разный качественный уровень. Аналогичная ситуация и с эффективностью использования техники: компьютер используется для решения основных задач университета или в основном как игральный автомат. Поэтому, наращивая количество компьютеров, необходимо развивать единую компьютерную сеть университета и внедрять информационные технологии в профессиональную деятельность, организацию и обеспечение образовательного процесса.

    В единую компьютерную сеть университета сейчас объединено около 600 рабочих станций. Общая протяженность коммуникаций сети составляет свыше 6 километров оптоволоконных линий и около 25 километров линий на основе кабеля «витая пара». Постоянно обновляются сервера управления сетью, активное сетевое оборудование, увеличивается скорость передачи данных. Два года назад мы мечтали о скорости в 10 Мбит/сек., а сейчас мы имеем каналы со скоростью 100 Мбит/сек., а в сегменте серверов управления до 1000 Мбит/сек. В настоящее время в университете в две смены, включая субботы, для студентов доступны 10 компьютерных классов общего назначения и 10 специализированных классов (медиацентр, классы механико-математического, исторического и психологического факультетов, кафедральные классы и другие).

    — Как вы оцениваете подготовку сегодняшних студентов в области компьютерных технологий?

    — Я бы разделил этот вопрос на две части. Во-первых, подготовка будущих профессионалов в области разработки и внедрения информационных технологий и, во-вторых, степень готовности использования современных информационных технологий будущими специалистами в предметных областях своей профессиональной деятельности.

    Подготовку специалистов в области компьютерных технологий у нас ведет механико-математический факультет. Там открыт ряд новых специальностей. Уровень подготовки достаточно высок, о чем свидетельствует большой спрос на наших выпускников и приличные зарплаты при трудоустройстве. Однако на факультете существует ряд проблем по обеспечению новых специальностей специальной компьютерной техникой, а также кадрами специалистов. Большим недостатком является отсутствие аспирантов и специализированных советов по защите диссертаций в области информационных технологий, что сдерживает подготовку специалистов высшей категории. Что касается студентов других специальностей, то все они изучают общий курс по основам информационных технологий. Если студент добросовестно освоит этот курс, то он может владеть компьютером на уровне пользователя. Однако думаю, что выпускник классического университета должен получить более широкие знания и перспективы внедрения информационных технологий в выбранной профессиональной сфере. Этим знаниям и практическим навыкам должны научить выпускающие кафедры, а для этого на кафедрах должны быть соответствующие специалисты. На некоторых кафедрах химического, физического, психологического и филологического факультетов имеются достаточно хорошие наработки в этом плане. Необходимо эту работу распространить на другие кафедры, поддержать организационно и финансово. В этом плане следует отметить существенную финансовую поддержку и организаторскую работу, проводимую проректором по учебной работе Гарькиным В. П. по внедрению электронных ресурсов в учебный процесс.

    — С какими проблемами Вам приходится сталкиваться сегодня?

    — По рейтингу вузов России наш университет в области информатизации входит в число лидеров. Однако есть задачи, которые хотелось бы реализовать. Ни один проректор и даже ректор силовыми методами не решит задачи информатизации вуза. Издание самых умных приказов не приведет к успеху. Главной задачей я считаю воспитание информационной культуры всех участников образовательного процесса, начиная от рядового студента до представителей высшего менеджмента образовательного учреждения. Безусловно, необходим четкий механизм внедрения информационных технологий, подкрепленный нормативными актами, и финансовая поддержка работ.

    В этом я вижу свою стратегическую задачу. К сожалению, иногда приходится тратить большое количество времени, чтобы убедить некоторых руководителей подразделений дать информацию о своей деятельности на сайт университета. Конечно, в настоящее время хватает и всяких мелких, на мой взгляд, временных, трудностей в организационном плане и финансировании работ по информатизации, включая оплату труда специалистов. Пользуясь случаем, хочу отметить, что в последнее время, благодаря усилиям ректора университета Ярового Геннадия Петровича, являющегося председателем Совета по информатизации, и ректората в целом существенно увеличился объем финансирования работ в области внедрения информационных технологий.

    — Что Вы можете сказать о развитии Интернета и сайтов СамГУ?

    — На этот вопрос отвечу вопросом: сколько нам нужно этого Интернета, по какой цене и какова его отдача в подготовке высококвалифицированных специалистов в области фундаментальных наук?

    При финансовой поддержке Фонда Джорджа Сороса у нас в университете и ряде ведущих университетов России были созданы центры Интернет с классами открытого бесконтрольного доступа в сеть. По статистике, свыше 80% посещений составляли сайты развлекательного характера. Почему университет должен оплачивать сомнительные развлечения студентов и сотрудников?! Для обеспечения учебного процесса и выполнения научно-исследовательских работ студентов у нас выход в Интернет бесплатный. Однако, если кто- то хочет развлекаться и использовать компьютер в классе в качестве игрального автомата, мы можем дать такую возможность, но за деньги, чтобы компенсировать затраты университета. Что касается развития сайтов, то проблем в этом нет. Мы установили современные сервера, высокоскоростные линии передачи данных. Создавайте сайты и размещайте на них информацию в рамках соответствующих законов Российской Федерации и нормативных документов университета. Многие кафедры и подразделения имеют очень хорошие сайты. А сайт нашей газеты “Самарский университет” является примером для всех. Однако некоторые кафедры вообще не представлены на сайтах университета, хотя возможности у всех одинаковые. Оказывается, дело не только в технических возможностях, но и в желании конкретных преподавателей, сотрудников и соответствующих руководителей, в уровне их информационной культуры.

    — В интервью нашей газете в 2002 г. Вы говорили о том, что мечтаете создать электронный мультимедийный урок. Ваша мечта осуществилась?

    — В последние годы широко пропагандируются дистанционные формы обучения на основе электронных информационных ресурсов, включая сдачу экзаменов. Мы выработали концепцию, в соответствии с которой дистанционное образование считаем не формой образования, а технологией в классических формах организации образовательного процесса (дневное, вечернее, заочное и т.п.). По крайней мере, для студентов, получающих первое высшее образование, ни один электронный курс, даже если он очень хорош, не заменит полностью общение преподавателя и студента, а электронный учебник не заменит чтение привычной книги. Однако электронные информационные ресурсы совершенно необходимы для самостоятельной работы студентов, наглядного сопровождения чтения классических лекций у доски с мелом и сведения к минимуму рутинной части лекционного курса и практических занятий.

    Для этих целей в университете создан ряд структурных подразделений, в том числе медиацентр, в котором сосредоточен комплекс программно-технических средств и специалистов для разработки, тиражирования и использования электронных ресурсов. Если на кафедре нет соответствующей техники, то преподаватели могут использовать ресурсы медиацентра. Там же сосредоточено несколько мобильных мультимедийных комплексов для сопровождения занятий. Официально зарегистрирована инструментальная среда для разработки электронных курсов (авторы Лосев В.Ю., Дерябина Г.И.). В рамках факультета повышения квалификации преподавателей (ФПКП) проведено обучение преподавателей методике создания электронных курсов с выдачей соответствующего сертификата о повышении квалификации. Утверждено в качестве внутреннего норматива положение о порядке разработки электронных курсов с методикой расчета вознаграждения авторам. Продажа готовых курсов сторонним организациям с выплатой вознаграждений авторам будет осуществляться через центр платных услуг информационных технологий (ЦПУ ИТ). Для поддержки работ по созданию электронных ресурсов ректором выделен достаточно солидный фонд заработной платы, который отдан в распоряжение проректора по учебной работе и проректора по информатизации. Таким образом, в университете уже существует реальный механизм и материальная база, а дальше дело за преподавателями. Создавайте хорошие электронные курсы, внедряйте их в университете, а также в других вузах и получайте за это достаточно хорошие деньги. Это - прекрасная возможность повысить свой статус и улучшить материальное положение, не ожидая очередного повышения зарплаты.

Интервью взяла ЕВГЕНИЯ ШАБАНОВА.

номер: 4 июня 2004 г. № 5
на главную



подробнее




  Разработка и поддержка: "UniverSite" © Copyright, газета «Самарский Университет», 2002 - 2004