4 июня 2004 г. № 5
Газета выходит с августа 1978 года
Бесплатно
"Мисс Россия - 2003"
Проблемы воспитания
Лицо университета
Со степенью ... Ph D
Итоги конкурса
День библиотекаря
Коллективный договор
Награды Патриарха
"Почетный профессор"
"Чудеса всегда ..."
Alter Ego (Второе Я)
Выездная сессия
"Музейный пикник"
Неделя письменности
Сотрудничество
"Славянский мир"
Рефлексия по поводу
Будущее - в руках!
Хроника олимпиады
Кострома 2004 г.
Защиты диссертаций
Стресс в нашей жизни
Болезни любви
Центр повышения
Объявления
Номера
К Вашему сведению ...
Олимпиады
Правила приема
Отчеты
События
Наука
Студвесны
КВН
Спорт
Фотовыставки
Музыка
Картинная галерея
Конференции
Научные работы
Ссылки
Это мы
Наши авторы
Реквизиты
Достижения
О газете в прессе



Проблемы воспитания - в центр внимания!

    По инициативе ректората в университете прошло мощное совещание по воспитательной работе со студентами. В его работе приняли участие деканы, кураторы групп, ответственные за воспитательную работу на факультетах.

   Проректор по учебной работе Виталий Петрович Гарькин:

    — Я хочу Вас проинформировать о том, как в нашем университете обстоят дела с воспитательной работой и почему после стольких лет молчания мы об этом заговорили. Меняется ситуация в стране, и вопросы воспитания студентов нашли отражение в нормативных документах по высшей школе, которыми мы должны руководствоваться, если хотим оставаться аккредитованным государственным образовательным учреждением. Наше правительство еще в прежнем составе приняло две важные поправки к существующим государственным образовательным стандартам о том, что мы должны не только учить, но и воспитывать студентов. Это стало важнейшим критерием при аттестации и аккредитации вузов. Есть вузы, где созданы управления внеучебной работой. Например, в Калининградском университете. Мы начали с того, что примерно год назад Ученый Совет университета принял Концепцию воспитания студентов. До последнего времени этот документ не опубликован, хотя обсуждение его шло в течение года. В соответствии с этим документом мы начали создавать систему воспитательной работы в университете, и уже с 1 сентября на факультетах были определены преподаватели, сотрудники с функцией либо зам. декана по воспитательной работе, либо куратора, этим людям были назначены ежемесячные надбавки к зарплате. Несмотря на то, что мы еще не приняли Положение о кураторе, большинство собравшихся на этом совещании ответственны за воспитательную работу в группах или на факультетах. Поэтому мы хотели бы от Вас услышать, чем должен заниматься куратор. У нас есть один факультет, где нет ни одного куратора! Сейчас мы должны определиться, сохранять нам эту систему или мы должны прибегнуть к назначению на эту работу бывших отставников или представителей силовых структур. В московских вузах это уже сделано. Необходимость воспитательной работы очевидна. Вот лишь один эпизод из жизни наших студентов, который мне пришлось наблюдать самому. Рядом с кафедрой ректора сидели три студента, одетые, в шапках, и играли в карты. На картах изображены обнаженные женщины…Как выяснилось, они ушли подальше от своего факультета, где их могли опознать. Хочется надеяться, что они все-таки стесняются и понимают, что в стенах университета этим заниматься нельзя.

   Ректор СамГУ Геннадий Петрович Яровой:

    — Даже если бы и не было новых нормативных документов, в соответствии с которыми вуз обязан заниматься воспитательной работой, необходимость введения системы воспитательной работы, так же, как и подобных совещаний, очевидна и продиктована жизнью. За все, что происходит в вузе, несет ответственность ректор. Я не могу рассчитывать на студенческое самоуправление и на то, что студенты, даже если и возьмутся, сами справятся с этой задачей. Поэтому мне пришлось решать этот вопрос с помощью административных и финансовых мер: мы ввели должности проректора по учебной работе, помощника ректора по воспитательной работе, зам. деканов по воспитательной работе, кураторов, в общежитии есть человек, который занимается этими вопросами. И стало все хуже! Простой пример. Не так давно в университете произошла драка в общежитии между студентами. Когда мы разбирались с этим, на вопрос: « А ты знаешь своего куратора?» — Главный участник этой драки ответил: « Нет» — « А он хоть раз был у вас в группе?» — «Нет». Другие – также не знали своих кураторов.

    Это означает, что система не работает. Если это так, то вместо кураторов, воспитателей, помощников поставим в университете жандармов. Тогда безобразия прекратятся: перестанут ручки выкручивать, двери и унитазы разбивать, курить в туалетах, плевать и мусорить в аудиториях. Как мы решили вопрос с воровством в университете? Очень просто. Мы потратили полтора миллиона и поставили везде охрану. Теперь не крадут ни шубы, ни шапки, ни пальто. Значит, мне придется еще два миллиона вложить, чтобы в каждую аудиторию, в каждый коридор, к каждому унитазу установить камеры слежения. Я лучше бы пустил эти деньги на зарплату, а мне их приходится тратить на систему видеонаблюдения. Вы понимаете, к чему мы идем?! Я прошу проректора по учебной работе, поскольку он несет ответственность за воспитательную работу в университете, и своего помощника разработать систему эффективного контроля за действиями должностных лиц, которые несут должностную ответственность за воспитательную работу на факультетах и в группах. Надо потратить огромные психологические и физические силы, чтобы заставить работать систему воспитания в университете, а не заниматься пустыми разговорами. Я Вас прошу постоянно работать со студентами и, прежде всего, заниматься их нравственным воспитанием.

    Тех, кто хорошо работает в этом направлении, я готов морально и материально стимулировать по критериям, которые Вы определите. Как ректору, мне очень бы хотелось, чтобы все наши студенты были воспитанными и культурными.

   Помощник ректора по воспитательной работе Аркадий Георгиевич Панфилов:

    — Зав. кафедрой истории Отечества, доктор исторических наук Вячеслав Николаевич Парамонов накануне Дня Защитника Отечества попросил меня как полковника в запасе побеседовать со студентами механико-математического факультета специальности «Защита информации» об истории наших вооруженных сил, об операциях советских разведчиков. Также я рассказывал о нацистских преступниках Гессе, Ширахе и Шпеере, с которыми мне пришлось общаться во время несения службы в Западном Берлине, в тюрьме Шпандау, где в это время они отбывали наказание по приговору Нюрнбергского суда.

    Потом ребята попросили провести экскурсию в музей ФСБ. Так как защита информации связана с сохранением государственных интересов, две группы третьекурсников с удовольствием познакомились с экспонатами музея. Со студентами просто необходимо общаться на самые различные темы, рассказывать о традициях нашего университета. После разбора драки в общежитии, о которой говорил Геннадий Петрович, мы поняли, что со студентами никто так вот не беседовал. На совещании присутствует много молодых кураторов. Они ближе по духу студентам, поэтому могли бы беседовать с ними и обсуждать различные темы, в том числе и нравственные вопросы.

    Совсем недавно в университете закончилась Студвесна. Я посетил концерты всех факультетов, к сожалению, преподавателей на них практически не было. Студенты предоставлены сами себе: никто не помогает им в выборе репертуара и не присутствует на репетициях. Прошла первая постановка нашего университетского спектакля «Рога», очень хорошая постановка, но зал был наполовину полон...

   Декан социологического факультета Виктор Яковлевич Мачнев:

    — Наконец - то университет «созрел» до понимания того, что нам просто необходим Совет по воспитательной работе в силу того, что у наших студентов, к сожалению, низкая культура поведения. Студенты не дорожат тем, что они учатся в университете. Но и администрация делает чрезвычайно мало для того, чтобы университет стал вторым домом для наших студентов. Как театр начинается с вешалки, так и университет начинается с гардероба, который у нас работает из рук вон плохо. Наших студентов просто отучили пользоваться гардеробом. Молодой человек может у нас до пятого этажа дойти в головном уборе, и ему даже в голову не приходит, что этого делать нельзя. У нас заплеван парадный вход, загажены места общего пользования, вход в университет весь усеян окурками. Поскольку наши люди еще не так воспитаны, чтобы не сорить, значит, соответствующие службы должны все это безобразие убирать. Нельзя всю ответственность перекладывать на преподавателя и говорить о том, что преподаватели не занимаются воспитательной работой. Да, преподаватель должен вести беседы на эти темы со студентами, но главной его обязанностью является чтение лекций, а это требует творческого подъема, вдохновения, соответствующего настроения. Но, когда преподаватель вносит в аудиторию на подошве своей обуви окурки, всякий энтузиазм и творческий порыв пропадают.

    В Совет по воспитательной работе должны войти и люди из административно-хозяйственной части, в чьи должностные обязанности входит следить за чистотой и порядком в университете. Каждый должен заниматься своим делом. Курить в нашем университете запрещено, но этот приказ ректора не выполняется! Кто должен следить за этим!? Преподаватели!? Многие из них также курят… Куратор должен иметь определенный круг обязанностей, но это не значит, что он должен отвечать за все безобразия, которые творятся в университете. Надбавка к зарплате за кураторство 100 руб.! В этой ситуации у меня, как у декана факультета, нет морального права отчитывать человека, если он не справляется с этой работой.

    Если говорить о другой стороне воспитательной работы, то недостаточно тех мероприятий, которые проводит студенческий профком. В нашем университете должно быть множество интересных, культурно-познавательных, развлекательных мероприятий, чтобы студент мог выбирать и заниматься тем, что ему по душе и что соответствует его интересам. А это требует больших материальных затрат, и ректорат должен пойти на это. Воспитательная работа должна хорошо финансироваться, чтобы мы могли студентам предложить большой набор мероприятий, принимая участие в которых они бы культурно развивались.

   Декан биологического факультета Глеб Львович Рытов:

    — На биологическом факультете мы назначили заместителя декана по воспитательной работе, кураторов, но я с них ничего не требую, потому что Положения о кураторе нет. А вообще я мечтаю о том, что когда - нибудь мне не придется проходить через толпу курящих студентов на входе в университет. Как у деканов у нас нет прав наказывать студентов за это. Я думаю, что Совет нужно назвать не Советом по воспитательной работе, а по перевоспитательной работе. К сожалению, нам приходится заниматься перевоспитанием. Поэтому в связи с этим должна проводиться политика кнута и пряника: нужно наказывать нарушителей. Информация о студентах, нарушивших порядок в общежитиях, поступает в деканат поздно. Я всегда читаю эту информацию, моих биологов в ней почти нет. Кстати, я заметил, что последняя информация с перечислением фамилий нарушителей разместилась на одном листочке, если раньше еле-еле умещались на трех. Я считаю это положительным сдвигом.

    Но, когда я читаю в отчетах о том, что химик в пьяной драке проломил голову математику, после чего с ним проведена разъяснительная беседа…И все! Мне становится ясно, что все бесполезно! Виновных надо наказывать — вплоть до отчисления из университета. У нас нет ни системы наказания, ни системы поощрения. Также у меня есть вопросы к студенческому профкому. Подводя итоги зимней сессии на факультете, я впервые отдельно выделил такую категорию студентов, как профсоюзный актив. Успеваемость первокурсников, занимающихся профсоюзной работой, невысокая. Все-таки главное внимание должно уделяться учебе, а не общественной работе, особенно в первом семестре.

    Сейчас мы говорим о необходимости определить, по каким критериям будет оцениваться работа кураторов. Означает ли это, что мы должны учитывать, сколько раз куратор пришел в группу?! Можно прийти один раз – и это будет эффективно, можно десять раз прийти – и это не принесет результата…

   Куратор:

    — В университете должны быть совершенно четкие правила, регламентирующие поведение студентов: чего они категорически не должны делать в университете, например, откручивать ручки, разрушать сантехнику, мусорить и так далее. Все эти действия связаны с нанесением материального ущерба университету. Во всех европейских странах существуют система штрафных санкций для предотвращения и наказания таких случаев. Что же касается курения, то курильщики как-то забывают о том, что они вредят не только своему здоровью, но и всем, кто проходит мимо.

   Слатов Дмитрий Геннадьевич, кафедра экономики и управления:

    — На мой взгляд, в университете нужно культивировать дух корпоративной солидарности, гордости за университет, за факультет. Это должно быть составной частью комплексной системы нравственного и идеологического воспитания, в том числе с визуальными эффектами, как: майки, ручки с символикой университета, факультетов. Вся эта символика должна быть на виду и постоянно «мозолить» глаза и выражаться на языке, понятном нашему студенчеству: «Да, я хожу в этой майке, это круто, это модно, это стильно!».

    Необходимо собрать небольшую группу людей, которая бы занялась выработкой этой политики.

   Гарькин В.П., проректор по учебной работе:

    — Не секрет (а новый министр образования РФ в открытую об этом говорит), что скоро высшее образование станет практически полностью платным. Участвуя в различных комиссиях по проверке негосударственных высших учебных заведений (где финансирование напрямую зависит от того студента, который платит за обучение), я обратил внимание, что в этих вузах воспитательной работой занимаются значительно больше, чем у нас. В этих вузах высок дух корпоративной солидарности, и студенты, и преподаватели гордятся своими учебными заведениями.

    Конечно, мы все прекрасно понимаем, что университет перегружен: нас в этих стенах просто много! Поэтому в настоящее время основные средства университета идут на строительство. Вы же видите: пять этажей нового здания уже построены. Но при всех трудностях и объективных обстоятельствах мы должны добиваться того, чтобы были выделены определенные средства на поддержание всего комплекса воспитательных мероприятий в университете: для поощрения активистов, создания условий для культурного роста наших студентов. Также при всех трудностях и ссылках на объективные обстоятельства, «препятствующие» воспитательной работе, мы твердо стоим на позиции — никого не заставлять заниматься воспитательной работой, а помочь тем, кто хочет этим заниматься и может. На факультетах нам нужны кураторы, которым не надо указывать, что надо делать; нам нужны люди, которые знают, что надо делать.

    Мы будем добиваться, чтобы работа кураторов оценивалась достойно материально и морально. С 1 сентября следующего учебного года мы назначим кураторами только тех, кто пройдет конкурсный отбор на куратора.

    В университете будет создан Совет по воспитательной работе, в который войдут по одному представителю от факультетов и те должностные лица, которые на университетском уровне занимаются этими вопросами.

Материал подготовила НИНА ОКОРКОВА.

номер: 4 июня 2004 г. № 5
на главную



подробнее




  Разработка и поддержка: "UniverSite" © Copyright, газета «Самарский Университет», 2002 - 2004