20 декабря 2004 г. № 9
Газета выходит с августа 1978 года
Бесплатно
С новым годом!
Inform-бюро
Лицо университета
К 35-летию СамГУ
"Веселого посвящения!"
Творчество
Будь лидером!
Встреча с "Богиней..."
Всевидящее око
Защиты диссертаций
Реклама
Поздравления
Номера
К Вашему сведению ...
Олимпиады
Правила приема
Отчеты
События
Наука
Студвесны
Посвящения
КВН
Спорт
Фотовыставки
Музыка
Картинная галерея
Конференции
Научные работы
Ссылки
Это мы
Наши авторы
Реквизиты
Достижения
О газете в прессе


Творчество
В погоне за мгновениями

   В октябре этого года в Москве проходила международная фотовыставка «Interphoto». В рамках этого фотофестиваля Дарья Долгова и Татьяна Буланова стали лауреатами в номинации «Молодые фотографы России», были награждены государственной стипендией и получили приглашение вступить в Союз фотохудожников России.

   Фотография как вид искусства имеет много поклонников. Среди них — Долгова Дарья, студентка Самарского государственного университета V курса английской филологии и Буланова Татьяна, выпускница Самарского художественного училища. Вместе девушки составляют своеобразный творческий союз. Они лауреаты всероссийских и международных фотоконкурсов.

   Пар заструился над чашкой кофе, свет скользнул по беленой стене, стайка листьев вспорхнула с подоконника... Наша жизнь состоит из неуловимых мгновений. Их ускользающая сущность таит в себе что-то прекрасное и трагичное одновременно. Прекрасное — потому что они дарят нам чувство полноты жизни, трагичное — потому что, возникнув раз, они никогда не повторятся снова. И в этом их особая прелесть.

   Но есть люди, профессией (или призванием) которых является постоянная погоня за этими неуловимыми моментами жизни. Эти люди замахнулись на невозможное — остановить бег времени, приручить непокорную красоту момента. И речь идет не о новейших разработках в области генной инженерии, и не о строительстве машины времени, — вовсе нет. Речь идет о такой неоднозначной и во многом трудной профессии, как фотограф.

    В октябре этого года в Москве в рамках фотофестиваля «Interphoto» девушки стали лауреатами в категории «Молодые фотографы России», были награждены государственной стипендией и получили приглашение вступить в союз фотохудожников России.

    Этот творческий союз сформировался не так давно, во многом благодаря Самарской фотошколе, где девушки проходили курс обучения фотографическому искусству под руководством Мусорина М.К. Являясь большим энтузиастом своего дела, он поддерживает любые творческие начинания своих студентов. Главная его цель — не сформировать технические навыки фотографии, а привить ученикам эстетический вкус. Поэтому он безжалостно критикует бездарные работы, не оставляя места для «визуального мусора». Обучаясь в фотошколе, девушки много раз становились лауреатами и призерами всероссийских и региональных юношеских фотоконкурсов («Юность Самары», «Юность России», «Белые ночи Валаама» и др.). И вот теперь, выйдя во «взрослую фотографию», они все так же приходят и спрашивают совета и мнения своего педагога. Мусорин во многом поддерживает своих воспитанниц. Так, например, он был инициатором организации выставки «Свет и цвет», проходившей в декабре 2003 года в музее В.И. Ленина. Девушки вместе с тремя компьютерными художницами выставляли там свои работы.

   Даша и Таня пришли в Самарскую фотошколу около 8 лет назад. Таня — узнала от знакомых, Даша — случайно увидела о ней статью в газете. Пришли — и окунулись в атмосферу творчества. Начинали с азов: растворы проявителя и закрепителя, ручная печать, журналы «Советское фото», рассказы об экспонометрии и законах композиции. Это азбука фотографии. Ей легко научиться, но дальше без таланта и желания не пойдешь. «Думаю, должны быть какие-то предпосылки, чтобы стать фотографом. Что-то все же должно быть дано человеку. Иначе фотография становится ремеслом. Для меня это образ мысли», — говорит Таня. Даша не совсем согласна: «Даже если в тебе есть задатки, а ты ленишься их развивать — ничего не получится. В фотографии важен опыт. Прежде всего, опыт визуальный».

   Опыта девушкам, несмотря на юный возраст, не занимать. Они с удовольствием посещают семинары, выставки, ездят на фотофестивали в другие города. «Этим летом мы участвовали в Волжском фотобиеннале, проходившем в Нижнем Новгороде. Впечатления — незабываемые. Представьте себе толпу взрослых и с виду вполне серьезных людей, обвешанных фототехникой, непрестанно что-то снимающих и повергающих этим всех окружающих в культурный шок», — рассказывает Таня. Даша продолжает: «Мы с Таней тоже поддались этой всеобщей фотоистерии. Один раз даже отважились на ночную съемку. Взяли штатив, фотоаппараты и отправились бродить по ночному и абсолютно незнакомому нам городу. Учитывая цену наших фотокамер, предприятие далеко не безопасное, если не сказать безумное. Но все закончилось благополучно — отделались серией неплохих снимков. В течение ночи несколько раз приходилось заходить в компьютерный клуб и скидывать фотографии на диск, чтобы освободить карту памяти фотоаппарата, и — снова в бой. Правда, под утро нас уже почему-то не пустили». Таня добавляет: «Зато сколько новых впечатлений, знакомств — и все за такой короткий промежуток времени. Ночные прохожие реагировали на нас по-разному. Кто-то пугливо косился, подозревая нас в связях с террористическими организациями, кто-то понимающе предлагал интересные маршруты для подобных прогулок, девушки в кафе под песни Таркана угощали горячим чаем. Вобщем, равнодушным не остался никто». Даша подтверждает: «Вообще совместная съемка — это очень увлекательное занятие. Совместное творчество нам не мешает. Мы непохожи, потому непохожи наши фотографии. Мы часто выходим на съемку вместе, гуляем, разговариваем, снимаем одни и те же места, а фотографии получаются абсолютно разными».

   Их творчество неоднородно. Они еще не нашли ту тему, которая бы наиболее полно выражала их внутренний мир. «Мир внешний слишком огромен и прекрасен, чтобы ограничить рассказ о нем каким-то одним жанром. Ведь фотография — это не что иное, как рассказ о моменте. Будь то поэма об игре света на стеклянных банках с водой, или небольшой трактат о гармонии форм человеческого тела. Весь мир достоин восхищения, каждый его отдельно взятый эпизод заслуживает того, чтобы стать предметом искусства», — считают девушки.

   «Иногда сам процесс съемки доставляет даже большее удовольствие, чем ее результат. Удовольствие, подобное тому, которое испытываешь от посещения хорошей выставки, концерта, прочтения книги. При съемке мы пытаемся лишь подражать гениальности света, цвета, форм, взятых из реальной жизни. Но снимок — это всего лишь копия, а не оригинал», — говорит Даша. «И в этом — самый большой минус профессии фотографа», — продолжает Таня ее мысль. — «Никогда нельзя быть до конца уверенным, что достиг совершенства, поэтому мы находимся в постоянном поиске. Фотограф не может, как другие, спокойно наслаждаться красотой пейзажа. Ему непременно надо рассказать об увиденном другим — издержки профессии». Возможно, именно такой жизненный принцип — постоянное стремление к совершенству — и является необходимым для творческой самореализации человека. Ведь постоянный поиск самовыражения является смыслом нашей жизни. Девушки выбрали нелегкий, но верный путь.

Geksus


номер: 20 декабря 2004 г. № 9
на главную





подробнее





  Разработка и поддержка: "UniverSite" © Copyright, газета «Самарский Университет», 2002 - 2004