2 сентябрь 2003 г. №6
Газета выходит с августа 1978 года
Бесплатно
Студенты и преподаватели
всех стран,
объединяйтесь!
На первом заседании …
Всероссийское совещение
… и вся жизнь
Осуществленная мечта
Партнерство университетов
Международные отношения
Приз - поездка
Случайные люди
«Обвиняется в любви …»
Николай Караченцов
Жаль, что на 9 девчонок, …
Защиты диссертаций
Конкурс
Объявления
Номера
Отчеты
Фоторепортажи
Конференции
Научные работы
Это мы
Реквизиты
О газете в прессе
Университеты
Научные издания
Электронные учебники
Образовательная пресса
Библиотеки
Сайты кафедр
Информационные порталы


Без грима

Николай Караченцов: "Моя задача - расширить мой
диапазон до бесконечности"


   Есть люди, которые не нуждаются в особом представлении. Их знают не только по фамилии, но и в лицо, в нашей стране, а порой даже за ее пределами. Люди-звезды, чьим сиянием освещены театральные подмостки и концертные площадки. Киноактеры, музыканты, юмористы, певцы… Они всегда привлекают к себе внимание, а потому о каждом из них существует множество историй и легенд. И главная – та, которую создают о себе сами артисты своими сценическими образами или амплуа. Но за всем этим скрывается подлинное лицо не актера, а прежде всего человека. Лицо без грима, без притворства и прикрас, быть может, чуть уставшее, порой слегка надменное и часто совсем не такое, каким мы его нарисовали в своем воображении. Работая в телерадиокомпании «ТЕРРА», я смогла убедиться в этом лично. И теперь предлагаю вам накопленные мною впечатления от ярких и незабываемых встреч с теми, кого благодарная публика однажды окрестила Звездой.

    Эта встреча стала для меня настоящим подарком к 8 Марта 2002 года. В канун международного женского дня Николай Караченцов выступал с сольной праздничной программой на концертной площадке Новокуйбышевского Дома культуры. Артист театра и кино, известный не только своими драматическими, но и вокальными способностями, весь вечер пел для слабой половины человечества. Пел о любви, нежности и дружбе, да так удивительно проникновенно, что заставлял в себя просто влюбляться. А потом преподнес неожиданный сюрприз, весьма профессионально и изящно исполнив степ. И как-то совсем не укладывалось в голове, что этому энергичному моложавому человеку без малого шестьдесят. Вопросы возникли сами собой, благо, что Николай Петрович откликнулся на интервью достаточно благосклонно.
    - Кто-то из мудрых сказал: «Жизнь – это поцелуй, все остальное – мемуары». А Вы как считаете?

    – Это красиво сказано. Но… Недавно один человек другому сказал: «Господи, спасибо, что Вы существуете». А третий возразил: «Нет, это Вы существуете, а он живет». Поэтому я не знаю… Может быть, действительно, хорошо бы, чтобы жизнь состояла из поцелуев. Но, к сожалению, мы помним не только прекрасное, но и несчастья, и горести. А это далеко не просто мемуары, но иногда и раны, причем очень болезненные. Поэтому я бы позавидовал тому человеку, у которого так сложилась жизнь. И пожелал бы такого всякому.
    - По-вашему, страдания делают человека?
    - Не только. Думаю, что это объем ощущений, воспоминаний, ударов или взлетов. И все вместе – это жизнь.
    - Говорят, если Бог наделяет человека талантом, то за него приходится платить отсутствием чего-то. Чем Вас обделила судьба?
    - Я не завидую людям, которые сидят на работе, смотрят на часы и ждут, когда все закончится, чтобы ехать на выходные куда-то отдыхать, скажем, на рыбалку. Если человек угадал себя в призвании, без своего дела не может жить и рвется в лабораторию, или к мольберту, или к письменному столу, то, наверное, жизнь удалась. Я просто ничего другого не пробовал и, наверное, ничего другого не умею. И если говорить о том, чем жизнь меня обделила, то, видимо, очень многим. Я умею делать именно то, что делаю. Но иного я и не хочу.
    - Николай Петрович, в вашем послужном списке огромное количество ролей. А себя Вам сыграть удалось?
    - Ни один из персонажей, которых мне довелось сыграть (хотя их, действительно, довольно много), не есть я – это всегда результат моей работы, причем, часто, когда не получается, трудной и мучительной. Постоянные наблюдения, поиски образов… Долго рассказывать. Но каждую роль я пропускаю целиком через всего себя. Поэтому да, это не я. Но там есть частички меня, в каждой роли.
    - Я знаю, что у Вас очень быстрый темп жизни: бесконечные съемки, репетиции, гастроли. Вы не хотели бы изменить этот бешеный ритм?
    - Я сам выбирал эту профессию. И так скажу: «Если какой-то актер восклицает: «Господи, опять ночная съемка, опять этого Гамлета играть», - врет, кокетничает». Девяносто девять процентов актеров мечтают о такой жизни. Спасибо тебе, Господи, что она у меня есть! И не дай Бог, если это все остановится.
    - Люди Вашего склада, привыкшие к такому темпу жизни, часто боятся остановиться: а вдруг потом не получится влиться в этот ритм. Вас тоже мучают такие опасения?
    - Не совсем так. Просто необходимо существовать в этой жизни, в профессии. Каждое соприкосновение с профессией – это повод для совершенствования себя в этом деле. Моя задача – научиться делать на сцене все. Я никогда не научусь этому, но буду стремиться к этому всю жизнь. Моя задача – расширить свой диапазон до бесконечности. Не получится, но я буду пытаться. В каждой своей следующей роли я не стану повторять себя вчерашнего, буду стараться все время открывать в себе какие-то новые качества. Мне совсем не интересно играть клише с самого себя. Я за тех актеров, которые лицедеи. Мне интересно понять характерность. Думаю, каждый мой герой отличается от другого, по крайне мере, я очень этого хочу.
    А если говорить о том, как не выпасть из привычного темпа… Да нет, я даже не столько боюсь, что в этот ритм потом не попаду – напрягусь, да попаду, - а вот вдруг не нужен буду? Вот это, наверное, страшнее.
    Я теперь имею, слава Богу, возможность выбирать себе роли. А это ставит передо мной задачу: как себя не истрепать, не растранжирить, как не стать всеядным? Но в то же время, если я буду десять лет ждать одну стоящую роль, отказываясь от менее серьезных предложений, спустя годы, я ее не сыграю, потому что потеряю квалификацию. Удержать эту золотую середину – очень не просто. И никто, в том числе и я, не застрахован от неудач. Думаю, что у меня брака в работе больше, чем побед. Но, благодаря этому браку, и есть эти победы. Все взаимосвязано.
    - Совершенно очевидно, что Вы любите постигать все новое: песни, степ, - а что будет потом?
    - С одной стороны, есть еще ряд направлений неизведанных, и мне интересно их попробовать. Но сейчас не буду говорить ничего конкретного. Вдруг не займусь этим, а мне скажут: «Что же ты здесь ляпнул, а мы все ждем уж лет двадцать?» Но, с другой стороны, даже то, что я сегодня продемонстрировал в области степа, - это только азы, а значит, технику можно совершенствовать еще долгое время. К тому же я прекрасно понимаю, что далеко не совершенен в том, что называется одним емким словом – песня. И в этой области тоже можно многое открывать.
    И все-таки в первую очередь я драматический актер. Вот сейчас мы выпустили спектакль «Шут Балакирев», где я играю Меньшикова. И уже жду, что же будет Захаров ставить дальше? Антреприза выходит с множеством предложений. И тут надо быть осторожным. Если это делается для того, чтобы два звонких имени отправились по городам и весям зарабатывать звонкий рубль, то это, на мой взгляд, неприемлемо. Значит, я должен придумать что-то новое, неожиданное и, главное, не хуже всех моих предыдущих театральных работ.
    Большая область моей жизни – это кинематограф, где я уже снялся более чем в ста картинах. И сейчас снимаюсь все время, и тоже есть предложения впереди, кстати, довольно интересные. Вот как это все увязать в единый букет жизненных ощущений – моя задача.
    - Существует понятие не только биологического, но и психологического возраста. На сколько лет вы себя чувствуете?
    - Я прекрасно знаю, сколько мне лет. Но, конечно, спасибо моей профессии, потому что все время, играя молодых, постоянно находишься в некотором тренинге. Если честно, я никогда не задумывался всерьез над своим возрастом. День рождения, юбилей, даже Новый год для меня не являются вехами. У меня это происходит спонтанно, когда в какой-то момент жизни, не связанный с календарем, я останавливаюсь и говорю себе стоп: что я сделал, насколько квалифицированно, что надо сделать и т.д. Такие моменты бывают, когда мне надо ото всех сбежать, несколько дней побыть наедине с самим собой.
    - Я читала, что в боевых сценах и трюках Вы предпочитаете работать без дублеров. Любите риск и острые ощущения?
    - На счет того, что «Вы любите», - не совсем верно. Просто-напросто на сегодняшний день кинематограф предоставлял мне такую возможность, когда все, что нужно было сделать, я мог сделать сам. Но я сто раз повторю, что я все равно актер, а не каскадер. И если надо будет прыгать с десятиэтажного дома, я не буду этого делать. Ведь там не видно будет, кто летит.
    - Но Вы получали от своего трюкачества удовольствие?
    - Ну, легкий азарт был. Это тоже: мол, а! сам! Потому что задача каскадера – спрятать лицо. Дублер надевает костюм актерский, парик, его даже подгримировывают, но все он делает как бы со спины или в полупрофиль. А у меня есть фильмы, в которых я, сделав трюк, аж выворачиваюсь на камеру: мол, это я сам сделал! (Стучит себя кулаками в грудь) Такое есть.
    - Николай Петрович, Вы, человек закаленный, мужественный, можете представить себе ситуацию, когда Вы отработали концерт, а зал безмолвствует, нет аплодисментов?
    - Ну, это стреляться надо тогда. Или пусть помолчат минуту, а потом все же разразятся ими. Тогда, значит, некоторый эффект произведен. Однако, жестокие у Вас примерчики.
    - Ну это так, игра воображения.
    - Тогда пусть это в воображении и останется. Надо, чтобы наоборот, как сегодня: скандируют, кричат, поют и плачут – это хорошо.

Записала Инна Румянцева.,
студентка отделения «Журналистика»


   номер: 2 сентября 2003 г. №6
   на главную

Редакция газеты "Самарский университет" бесплатно принимает от своих читателей рекламные объявления частного характера любого содержания.
Мы будем рады безвозмездно помочь Вам, если Вы обратитесь к нам по тел. 34-08-80 (редакция газеты), либо посетите нас по адресу: ул. Академика Павлова, 1. Физический корпус, 209 комната.
Не смущайтесь! Приходите, мы Вас ждем. За объявления Вам, действительно, не придется платить.





 Сделано в студии «Уникум» © Copyright, газета "Самарский Университет", 2002 - 2003