2 сентябрь 2003 г. №6
Газета выходит с августа 1978 года
Бесплатно
Студенты и преподаватели
всех стран,
объединяйтесь!
На первом заседании …
Всероссийское совещение
… и вся жизнь
Осуществленная мечта
Партнерство университетов
Международные отношения
Приз - поездка
Случайные люди
«Обвиняется в любви …»
Николай Караченцов
Жаль, что на 9 девчонок, …
Защиты диссертаций
Конкурс
Объявления
Номера
Отчеты
Фоторепортажи
Конференции
Научные работы
Это мы
Реквизиты
О газете в прессе
Университеты
Научные издания
Электронные учебники
Образовательная пресса
Библиотеки
Сайты кафедр
Информационные порталы


Международные отношения

Навести мосты нам поможет "дядюшка сэм"?

    В конце июня по инициативе и при активном участии заинтересованных лиц, собравшихся вместе в реальном и виртуальном пространстве, редакция газеты «Самарский университет» провела круглый стол на тему развития международных отношений. Разговор состоялся в кабинете первого проректора СамГУ, профессора Петра Серафимовича Кабытова, выступившего в роли ведущего, который отметил, что эта тема впервые так широко обсуждается в университете. Всем участникам встречи мы предложили ответить на ряд вопросов:

    Есть ли у Вас опыт международных учебных и научных связей?
    На Ваш взгляд, существует ли в СамГУ действенный механизм, направленный на установление и развитие международных учебных и научных контактов?
    Что мешает и что помогает развитию этих отношений?
    Почему инициаторами, как правило, становятся иностранные вузы, граждане?
    В Вашем случае установление контактов – это проявление личной инициативы или результат работы международного отдела?
    Имеющийся опыт международных отношений Вас настраивает на оптимистический или на пессимистический лад?
    Достаточно ли у Вас информации, чтобы начать работу по установлению международных контактов?


    П.С.Кабытов: - Мы обсуждаем очень важную и актуальную проблему развития международных отношений в университете. Контакты с нашими иностранными коллегами до 1991г. осуществлялись исключительно спонтанно. Когда политическая ситуация изменилась, и город стал открытым, появилось больше возможностей для установления международных отношений. Наши иностранные коллеги к тому времени осознали, что кроме Москвы и Питера, есть в России, на периферии, научные центры, где могут вестись очень интересные исследования. И в этой ситуации мы создали международный отдел, с целью разработать программу научных и учебных контактов с университетами различных стран.
    В настоящее время активно эти контакты осуществляют филологические кафедры английского и немецкого языков. У нас есть несколько лидеров, которые показывают пример в этом отношении – это кафедра социологии и кафедра философии гуманитарных факультетов, выигравшие серьезные гранты в Институте Открытое общество, что позволило им мощно нарастить свои международные научные связи. Мы теперь значительно чаще видим в наших аудиториях иностранных профессоров, которые выступают с лекциями. Профессора из Америки, Англии, Шотландии, Германии работали на филологическом, юридическом, социологическом, историческом факультетах. Отрадно отметить, что благодаря усилиям кафедр немецкой и английской филологии, межфакультетских кафедр иностранных языков наши студенты слушают лекции на английском и немецком языках, воспринимая их более или менее свободно.
П.С. Кабытов

    Уже есть опыт издания совместных исследований. Это 3-х томная антология «Американская русистика». В одном из номеров академического журнала «Отечественная история» опубликована рецензия специалистов из Академии Наук РФ, весьма высоко оценивающая издание антологии.
    Но при этом работа по налаживанию международных отношений в университете находится еще на начальной стадии развития. Мы можем буквально по пальцам перечислить людей, которые, действительно, занимаются эффективной научной деятельностью совместно со своими зарубежными коллегами. Кстати, в основном они-то здесь и присутствуют.
    Цель нашего круглого стола обсудить пути активизации международной деятельности в университете.
    М.Д.Горячев, профессор, зав. кафедрой педагогики: - Петр Серафимович, существуют ли в Уставе университета положения, регулирующие и регламентирующие международные связи нашего университета с другими вузами, научными центрами? П.С.Кабытов: - Да, там есть строка, а также есть положение о международном отделе.
    С.И.Дубинин, профессор, зав. кафедрой немецкой филологии:
    - Не считаете ли Вы, что нам надо повысить статус международного отдела и ввести в СамГУ должность проректора, как в других вузах, чтобы это, действительно, была структура, которая реально координирует, определяет и направляет развитие международных отношений?
    П.С.Кабытов: - Эта проблема назрела давно. Отдел работает в условиях двоевластия, когда номинально им руководят два проректора. Это не идет на пользу никому. Тем не менее, наша международная деятельность развивается активнее, чем в 1994 г., поэтому мы вполне можем ввести должность проректора в соответствии с концепцией развития университета. К тому же мы выиграли грант по линии фонда IREX. Цель этого гранта – изменение самой административной системы университета и создание Международного попечительского совета.
    Л.Н.Попкова, руководитель Центра гендерных исследований СамГУ:
    - Опыт работы Центра гендерных исследований говорит о том, что необходимое условие – это инициатива самих работающих здесь сотрудников, преподавателей. Все наши контакты, проекты и гранты – это исключительно результат нашей собственной активности. Это, во-первых. И, во-вторых, это репутация. Сначала ты зарабатываешь авторитет, а потом уже занимаешься поиском партнеров, которые могли бы быть тебе полезны и которым ты можешь быть интересен. Я хорошо знаю ситуацию на историческом факультете. Первое, что отсутствует, - это участие в международных конференциях преподавателей нашего факультета.
    О чем можно говорить, если большинство преподавателей не имеют своего электронного адреса и не используют Интернет, хотя пользоваться им в университете они могут бесплатно!
    Международные отношения должны стать приоритетным направлением в деятельности университета и его подразделений.
Н.М. Окоркова

    Е.М.Жидкова, центр гендерных исследований СамГУ:
    - Мне кажется, сейчас ни у студентов, ни у преподавателей не должно возникать проблем с установлением контактов или проведением совместных проектов, т.к. Интернет обеспечивает прямой и моментальный контакт с любой академической группой, университетом или лицом. Предложений от российских ученых, конечно, меньше, чем от зарубежных, но это, на мой взгляд, просто дело времени. К тому же грантодатели активно поддерживают именно совместные проекты, направленные на установление партнерских отношений между вузами и коллективами. Мой опыт международных связей достаточно богат. В большой мере благодаря доступу в Интернет, который предоставляет наш университет. Это и участие в летних школах, курсах повышения квалификации, конференциях и семинарах, публикация рецензий на работы зарубежных коллег. Информации и предложений к участию очень много – только ленивый не пользуется, достаточно “полазить” в Интернете или просто оформить Интернет-подписку на рассылку по интересующей тебя теме. У меня таких рассылки две.
    Создавать какую-то отдельную университетскую структуру, которая ведала бы международными контактами, по моему личному убеждению, не рационально. Мое наблюдение – все держится на личных контактах ученых или преподавателей, занимающихся одной тематикой, и зависит исключительно от их активности и желания. Любой проект рождается благодаря какому-то человеку и поддержке его коллег. Никакой международный отдел, даже с большим штатом, не в состоянии учесть все интересы работников университета. Ведь большинство ученых и преподавателей знают друг друга, и каждое мини-сообщество с разной степенью эффективности обменивается информацией и инициирует совместные проекты. Здорово помогают и специализированные издания, в том числе электронные.
    В зарубежных университетах, в которых я была, работу в нашем понимании “международного отдела” ведут общие отделы информации. Сотрудники “тамошних” кафедр тоже не поленятся и поделятся найденной информацией, даже если она к ним напрямую не относится – это как, само собой разумеется, как факт вежливости и уважения к коллегам. Распечатываются и вывешиваются объявления на соответствующих факультетах или же просто делается рассылка новостей по внутренней сети всех пользователей университета. Удивительно, что у нас до сих пор никакая, даже общеуниверситетская информация не расходится в электронном виде на ящики пользователей – это же такая экономия, да и занимает секунды! В венгерских вузах я видела подобную организацию документооборота уже в 1995 году.
    С другой стороны, я очень скептически отношусь к внедрению у нас подобной процедуры. Это будет воспринято как “навешивание” дополнительной работы: “А зачем мне это надо и сколько мне за это заплатят?”. Смешно строить иллюзии, что кто-то просто “пошевелит пальцем” ради пресловутых академических интересов или солидарности. И дело не в международном отделе – дело в нас самих. Вообще тема инертности и безынициативности русских коллег – часто задаваемый на Западе вопрос. Вот этим летом приезжала одна французская представительница и обратилась в самарскую НКО с предложением написать заявку совместного проекта. В ответ: “Вот если бы вы нас пригласили уже в запущенный проект, то тогда бы мы могли обсудить финансовые вопросы…” Увы, типичная ситуация.
    В силу неимоверной инертности не только студенты, но и преподаватели не поддаются на уговоры участвовать в так называемой “внеклассной деятельности”. Вот пример. Есть международный проект “Гражданское образование” (СЕР), который объединяет выпускников западных программ, которые преподают в странах ЦВЕ. На мой взгляд, это одна их самых демократичных, динамичных и неформальных программ, она “живая”! Программа дает двухлетнюю поддержку преподавателям, средства на подписку, покупку книг, ксерокопии, проведение мероприятий (разного формата – от обменных лекций до летних школ). Преподаватели могут не только сами поехать на конференции, но и посылать своих студентов на студенческие конференции (только из нашего университета по программе СЕР – в Томск, Тбилиси, Санкт-Петербург, Улан-Удэ!). Первыми участниками программы из Самары были выпускники истфака В.Дубина и М.Леонов. В прошлом учебном году, когда проводился очередной конкурс для преподавателей, я не только пересылала информацию, развешивала объявления о программе СЕР, но и сходила в международный отдел, рассказала все подробно, оставила распечатку о конкурсе и свой домашний телефон (никакой реакции). Не питая иллюзий по поводу этой «рекрутской» кампании, я лично подходила к четверым, подходящим по формальным признакам. Результат прогнозируем: в этом году из Самары не было ни одной заявки.

А.А. Харьковская, П.П. Пурыгин, М.Д. Горячев

    Но не стоит думать, что это везде такое “болото”. Из Екатеринбурга и Новосибирска заявки исчисляются десятками, а университет в Йошкар-Оле - просто многолетний рекордсмен. Я лично вижу совсем немного человек среди сотрудников и студентов, которым действительно что-то “надо” в обычном академическом плане и которых можно было бы привлечь (повторюсь, дело совсем не в профессиональном уровне – с этим у нас все в порядке). Думается, что никакой международный отдел не “перешибет” эту апатию и ожидание немедленной финансовой отдачи от международного сотрудничества.
    А.А.Харьковская, профессор, зав. кафедрой английской филологии:
    - Практически в течение пяти лет интерес к нам со стороны американцев, англичан был велик. У нас на кафедре эта работа велась достаточно успешно, но в результате тесного сотрудничества с иностранными коллегами мы пришли к выводу, что их методический потенциал совершенно не соответствует требованиям классического университетского образования в области английской филологии: наши преподаватели значительно выше в методике преподавания. Но нашлись и другие варианты сотрудничества: они редактировали наши методички, мы приглашали людей для чтения спецкурсов. Интернет стал нашим учебным, научным пространством. Активные контакты мы поддерживаем с Кевином МакКоем, который регулярно присылает нам очень интересный пакет учебной информации; с англичанином Питером Лоу - мужем моей аспирантки - мы подготовили мультимедийный курс. В своей работе мы используем прекрасные сайты зарубежных университетов, благодаря чему на моих глазах произошло установление контакта моей студентки с таким научным авторитетом, как Ван Дейк. Студенты каждый год ездят по различным программам, выигрывают конкурсы. Наш выпускник Петя Кузьмин, находясь в Америке, пишет диссертацию по зарубежной литературе и оказывает реальную помощь кафедре: присылает необходимые для аспирантов книги.

стр 1   стр 2


   номер: 2 сентября 2003 г. №6
   на главную

Редакция газеты "Самарский университет" бесплатно принимает от своих читателей рекламные объявления частного характера любого содержания.
Мы будем рады безвозмездно помочь Вам, если Вы обратитесь к нам по тел. 34-08-80 (редакция газеты), либо посетите нас по адресу: ул. Академика Павлова, 1. Физический корпус, 209 комната.
Не смущайтесь! Приходите, мы Вас ждем. За объявления Вам, действительно, не придется платить.





 Сделано в студии «Уникум» © Copyright, газета "Самарский Университет", 2002 - 2003