14 октября 2003 г. № 7
Газета выходит с августа 1978 года
Бесплатно
Студенты и преподаватели
всех стран,
объединяйтесь!
По Волге на теплоходе
Рукопожатие партнеров
Они были первыми ...
Инициатива приветствуется!
Большое спасибо
Никогда не старейте
К 60-летию Великой Победы!
Есть такая передача ...
Творчество
Психологи в "Универсиаде"
Делать ошибки - нормально
Учиться летом ...
Дню туриста посвящается
Звездная болезнь
Грушинский фестиваль
СЭС
Ура, 1 сентября!
СНО сообщает
На страже здоровья
Защиты диссертаций
Объявления
Номера
Отчеты
Фоторепортажи
Конференции
Научные работы
Это мы
Реквизиты
О газете в прессе
Университеты
Научные издания
Электронные учебники
Образовательная пресса
Библиотеки
Сайты кафедр
Информационные порталы


К 60-летию Великой Победы

Кампанейщины быть не должно

   Уникальность и многогранность феномена патриотизма заключается в том, что при любом политическом режиме он является показателем высокой гражданственности, сопричастности с судьбой страны, стремлением во всех помыслах и делах к благу Отечества. Патриотическая идея позволяет консолидировать общество вокруг решения общих проблем обустройства и сохранения России.

    В формировании высокого уровня исторического сознания и исторической памяти о ратных делах и военных победах России огромная роль принадлежит самой исторической действительности — драматической и героической. Военные подвиги народов России, ратные дела ее народов по защите страны от иноземных захватчиков с Востока, Запада и Юга в ее истории всегда были структурообразующими. Военные подвиги, особенно такие, как победа под предводительством Александра Невского над тевтонскими завоевателями на льду Чудского озера, на Куликовом поле над татаро-монголами, под Полтавой над шведами, в Отечественной войне 1812 г. над полчищами Наполеона и, конечно, великая победа советского народа над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. создали славу русскому оружию, вошли в историю нашей страны как великие исторические победы, без которых наша история, да и история всего человечества, были бы иными. Они являются неотъемлемой и весьма существенной частью отечественной истории.
    Еще и сегодня во многих семьях хранятся награды, письма и фотографии военных лет, “похоронки” – драгоценные свидетельства всенародной, героической и трагической борьбы с нацистской агрессией. Социологические исследования, по данным профессора Ж. Тощенко, свидетельствуют, что историческая память российского народа оценивает Великую Отечественную войну как символ для всего народа, а ее итоги и последствия как выдающиеся в истории нашего Отечества и во всемирной истории. Так оценивают 70% юношей и девушек в возрасте до 25 и 82% людей старше 50 лет. Более того, историческая память о Великой Отечественной войне, победе над фашизмом выступает структурообразующим элементом духовного настроя народа, фактором его сплочения и мобилизации на преодоление имеющихся недостатков в жизни, на решение стоящих перед ним экономических, социальных и политических задач.
    В последнее десятилетие в научный оборот введены ранее не доступные документы, появились сведения о многих событиях и более объективные их оценки. Но ряд авторов в погоне за сенсацией и конъюнктурой стремятся написать своего рода “антиисторию” войны, очерняя прошлое, бросая тень на героические усилия и огромные жертвы нашего народа в борьбе с немецко-фашистскими агрессорами.
    Некоторые отечественные средства массовой информации, особенно электронные, тиражируют различные материалы, чтобы доказать, что не фашистская Германия была агрессором и напала на нашу страну, а Советский Союз готовил нападение на Германию, а последняя была вынуждена начать превентивную войну. В этих целях т.н. пакт “Молотова-Риббентропа” 1939 г. характеризуется преступным, а оборонные мероприятия, проводившиеся накануне войны Советским Союзом, считаются неоправданными. Как будто не было Мюнхенского сговора западных стран с Гитлером, после чего Европа оказалась под властью нацистской Германии, и не было желания западных стран, США направить агрессора на Восток — в сторону СССР. Более того, оказывается , та война не была в собственном смысле войной государств, а была лишь схваткой двух тиранов Гитлера и Сталина, в которой, к сожалению, победил второй.
    Широко используется проблема жертв нашего народа в ходе войны. Она подается в одном ключе: как много мы потеряли. В публикациях, школьных учебниках, кинофильмах официальные данные обычно не приводятся, а называются т.н. расчетные. А если наши потери сравниваются с потерями противника, то делается это так: называются 27 млн. общих потерь Советского Союза, куда в основном входят потери мирного населения, сознательно уничтоженного гитлеровцами во время войны, а у Германии учитываются лишь военные потери на фронте и после этого говорится о “слишком высокой цене победы”. Такой подход к “оценке” победы неисторичен.
    По сей день не утихает волна фальсификаций относительно решающей роли Советского Союза во Второй мировой и Великой Отечественной войне.
    Постоянны попытки представить Победу, одержанную Советским Союзом, как достигнутую вопреки существовавшему в СССР общественному строю, но благодаря “генералу Морозу”, пространствам России и бездорожью, неисчислимости людских ресурсов СССР, помощи союзников — США и Англии, т.е. тем обстоятельствам, на которые указывали еще битые гитлеровские генералы, оправдывая поражение германских войск от Красной Армии. Таким путем многие “исследователи” истории Отечественной войны принижают военный подвиг советских солдат и полководцев, талант и мастерство инженеров и организаторов производства, героизм и стойкость народа в целом.
    Некоторые вообще договариваются до того, что не надо было сопротивляться Германии, сдаться на милость победителю и жить, как во всех “цивилизованных странах”. Кредо части обывателей: “Если бы Гитлер одолел нашу страну, мы вдоволь напились бы пива”. Они рассуждают так, как в свое время рассуждал лакей Смердяков в романе Ф.М. Достоевского “Братья Карамазовы”. В разговоре с Марьей Кондратьевной он говорил: “В двенадцатом году было на Россию великое нашествие императора Наполеона французского первого, отца нынешнему, и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы: умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе. Совсем даже были бы другие порядки-с”. Но вот не задумываются, очевидно, последователи Смердякова о том, какие же порядки установил бы германский фашизм в случае победы. Только за Уралом гитлеровцы планировапли создать 9000 концлагерей. Но человечество знает о фашистском “новом порядке” и потому осудило его морально, а Нюрнбергский трибунал покарал преступников.
    Миллионами тиражируются измышления фальсификатора и предателя Резуна (Суворов), тогда как тиражи исследований, объективно освещающих произошедшее в 1941-1945 гг., исчисляются, в лучшем случае, тысячами.
    Мощным ударом по патриотическому воспитанию современной молодежи стала дегероизация. Крайне беден ряд персоналий участников Великой Отечественной войны в учебной литературе. Более того, иногда приводимые фамилии и имена искажаются.
    По результатам ряда проведенных опросов школьников, более половины не знают, когда началась и была Великая Отечественная война. А у второй половины опрошенных знания о войне ограничиваются самыми примитивными, а порой и искаженными взглядами, набором определенных стереотипов и мифов. Значительная часть этих школьников пополняет студенческие ряды. И как показывает практика, вопрос о Великой Отечественной войне – один из самых трудных на экзаменах. К сожалению, не все рекомендованные для школьников и студентов учебники по Отечественной истории дают правдивую оценку Великой Отечественной войны, ее хода и итогов. В учебниках чаще повествуется о действительных и мнимых просчетах Сталина, ошибках советского политического и военного руководства, а о планах и реалиях гитлеровского геноцида в отношении славянских и других народов почти ничего не говорится. В этих условиях возрастает роль и значение патриотического воспитания нашей молодежи на опыте Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., на примере тех поколений, которые приближали Победу, как могли, настоящие патриоты своей Родины.
    К сожалению, в устах многих людей в последнее время слово “патриот” стало чуть ли не ругательством. Это в свою очередь, приводит к постепенной утрате обществом традиционного российского патриотического сознания, обострению национального вопроса, к утрате истинного значения и понимания интернационализма. Эти утрачиваемые духовные ценности стали в массовом порядке заменяться эгоизмом и индивидуализмом, цинизмом и равнодушием, немотивированной агрессивностью, неуважительным отношением к государству и институтам гражданского общества. Сплошное же очернение прошлого своего народа утверждает никчемность и бездуховность, нигилизм и цинизм, неверие в будущее.
    Важно учитывать растущую дифференциацию общества, каждая из социальных групп которого имеет свои интересы, нередко ненавидя, либо испытывая раздражение по поводу более удачливых, обеспеченных соотечественников. В такой ситуации возникают вопросы: есть ли у нас общие стратегические интересы? Сможем ли мы противостоять агрессии извне? Как, в условиях глобализации, сохранить любовь к Отечеству?
    Хорошо, что власти России стали занимать в этом вопросе все более четкую политическую позицию. Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2001 года № 122 утверждена Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001— 2005 годы”, в которой констатируется постепенная утрата нашим обществом традиционно патриотического сознания и ставятся задачи по формированию личности гражданина — патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны. В постановлении указывается на необходимость создания учебников и учебных пособий по патриотическому воспитанию на славных боевых и трудовых традициях. Вместе с тем, к сожалению, в таком ответственном документе не нашлось места даже упоминанию о Великой Отечественной войне в защиту Отечества.
    Реализация данной программы будет зависеть, в первую очередь, от позитивных изменений в стране, формирующих чувство гордости за Отечество, а, во-вторых, от того, насколько будет целеустремленной, ежедневной (а не кампанейской), кропотливой работа по формированию патриотизма населения, с использованием различных форм, методов и средств идеологического воздействия, в- третьих, от финансирования. Следует возродить практику участия студентов в поисковой работе, в сборе материалов для “устной истории”.

Вячеслав Парамонов,
заведующий кафедрой истории
Отечества,
доктор исторических наук.

   номер: 14 октября 2003 г. № 7
   на главную

Редакция газеты "Самарский университет" бесплатно принимает от своих читателей рекламные объявления частного характера любого содержания.
Мы будем рады безвозмездно помочь Вам, если Вы обратитесь к нам по тел. 34-08-80 (редакция газеты), либо посетите нас по адресу: ул. Академика Павлова, 1. Физический корпус, 209 комната.
Не смущайтесь! Приходите, мы Вас ждем. За объявления Вам, действительно, не придется платить.





 Сделано в студии «Уникум» © Copyright, газета "Самарский Университет", 2002 - 2003