23 июня 2003 г. №5
Газета выходит с августа 1978 года
Бесплатно
Студенты и преподаватели
всех стран,
объединяйтесь!
Поздравляем Лауреатов ...
"Жизнеописание" Самары
Следуя логике ...
Конкурс
Российский масштаб
Научный диалог
О классических древностях
Педагогический "винегрет"
Забайкалье, Бурятия ...
Различение полов
Семинар аспирантов
Главное - это работа ...
"Любить слово, истину ..."
Реформы критикуются
Лего-студент - это круто!
Au-pair? Спасибо, не надо!
Великая Отечественная
Чего тебе надобно, старче?
Что значит быть взрослым
Стихи
Давайте сблизим родные ...
"Кладбище" добрых сердец
Нас учили не отвечать
Путешествие длиною в месяц
Краткий курс истории ...
Мария Тюмикова
Объявления
Номера
Отчеты
Форум
Фоторепортажи
Конференции
Научные работы
Это мы
Реквизиты
О газете в прессе
Университеты
Научные издания
Электронные учебники
Образовательная пресса
Библиотеки
Сайты кафедр
Информационные порталы


Профессия: журналист

Главное - это работа над собой

    Интервью с Валентиной Симатовой, проректором, руководителем отделения журналистики на социологическом факультете.

    - Сейчас в Самаре подготовка журналистов осуществляется в трех вузах: в Педуниверситете, в Госуниверситете и в Институте журналистики. Зачем такое рассредоточение, притом, что все это практически находится под эгидой одного человека Валентины Николаевны Симатовой?!
    - Мне и сегодня трудно понять, почему это произошло. Во-первых, университет подхватывает все новое и показывает пример, а во-вторых, в свое время мы обращались с просьбой в ректорат объединить Самарский институт журналистики и подготовку журналистов в университетах в какой-то единый комплекс, но этого не получилось. По разным причинам.
    - Это мешает работе?
    - Нет, теперь это не мешает. Нашлись люди, которые возглавили каждое из этих подразделений. Так исторически сложилось, что я стою у истоков журналистского образования этого периода в Самаре. Я старалась сосредоточить подготовку журналистов для детской аудитории в педагогическом университете, для рекламы - в Самарском институте журналистики и общую целостную подготовку - в СамГУ. Но так получилось, что в СГПУ сложилась нормальная подготовка журналистов: они нужны в прессе, на радио и телевидении. Первая часть не реализовалась, но зато реализовалась другая задача. Сегодня Геннадий Петрович Яровой и ректорат СамГУ в целом готовы поддержать развитие журналистики по всем указанным направлениям. Пока, конечно, нет еще кадров, студентов. Все-таки журналистское образование - это не массовое образование, это индивидуальная работа. И хорошо, что есть разные формы обучения: кто-то идет на дневное отделение, кто-то - на заочное, кто-то предпочитает учиться по субботам и воскресеньям. В названных вузах - во-первых, разные формы обучения, во-вторых, разная направленность. На мой взгляд, очень интересная система подготовки кадров складывается в структуре социологического факультета. И поэтому мы много вводим предметов, связанных с социологическим факультетом: социология журналистики, реклама, паблик рилейшенз, методика исследования. Это позволит журналистам не только знать литературу, но и знать социально-экономические и политические проблемы, характерные для общества, которые освещаются в СМИ.
    - Действительно, обучение журналистов - это штучная работа. К тому же современный журналист должен много чего знать и уметь, обладать практическим навыком, дружить с компьютером и другой техникой. Что Вы предпринимаете в СамГУ для этого?
    - С заочниками ( а обучение в Госуниверситете ведется только на заочном отделении) очень сложно добиться работы с текстом, но, несмотря на это, мы ввели в учебный план такой курс, как "Выпуск учебной газеты", с третьего курса - производственные практики. И еще нам, может быть, стоит внедрить систему американской подготовки журналистов, когда преподаватели готовят материалы со студентами. Здесь идет такая наработка, натаскивание, обучение ремеслу, когда мы приучаем пользоваться несколькими источниками информации, фактами, обращаем внимание на стиль и язык. Эта форма уже вводится нами, и я думаю, она даст свои результаты. Есть такие дисциплины, как "Основы журналистики", "Основы творческой деятельности" "Теория и практика СМИ", на которых студенты должны отрабатывать свое мастерство. Но контингент студентов маленький, поэтому и преподавателей мало. А здесь нужна индивидуальная работа. Необходимо привлекать практикующих журналистов и прикреплять к ним человека три-четыре, чтобы они отрабатывали материалы и приемы с практической точки зрения. Но специалисты с большой неохотой идут на это. Это хлопотно, тяжело и оплачивается минимально. Эту проблему надо решать, и, может быть, наш ректор Геннадий Петрович Яровой ее сумеет разрешить.
    - Многие студенты уже являются сотрудниками различных изданий или имеют какое-то отношение к СМИ. На мой взгляд, наряду с положительными моментами, связанными с получением практического опыта, существует и негативный опыт - когда студенты впитывают в себя все то плохое, что подчас аккумулируют в себе посредственные издания. Как, на Ваш взгляд, решить эту проблему в университете?
   
- Да, я должна сказать, что наши студенты СамГУ делятся на две категории. Это люди, которые, действительно, вкусили журналистику и "крутятся" в этой сфере, и люди, которые работают в других сферах. Они хотят быть журналистами, но слишком романтизируют эту специальность и надеются на то, что они придут сюда, и их сразу научат всему. Истина как всегда посредине. Конечно, нужно системное образование, позволяющее объективно отражать реальность, и в то же время необходимо владеть языком журналистики. Первый, второй и третий курсы еще "не переболели" невежеством и снобизмом. Но, я надеюсь, это постепенно уйдет, и к нам придут студенты, понимающие, что эта профессия требует большого труда.
    - Как Вы оцениваете уровень подготовки студентов на сегодняшний день?

    - Из тех, кто сегодня пришел, лишь немногие останутся в журналистике. К сожалению, мы не можем гарантировать им выбор пути, своего стиля, своей маски. Может быть, за три года мы еще что-нибудь сумеем сделать. Конечно, надо больше приобщать к практической журналистике и строже спрашивать на экзаменах. На мой взгляд, дневное отделение все-таки лучше.
    - Из каких составляющих состоит обучение журналистов?
    - У нас есть такие предметы, как компьютерная графика, информатика, основы Интернета. Конечно, часов, уделяемых этим предметам, достаточно мало, и к тому же заочная форма обучения - это, прежде всего, работа над собой. К сожалению, в большинстве случаев она отсутствует. Поэтому очень сильно бросаются в глаза такие качества студентов, как ленность, ханжество, увлечение "бульварной" прессой. Здесь тоже нужна индивидуальная работа. Но я думаю, это поправимо. Все-таки, образование - это, прежде всего, система. У нас есть специалисты, которые практически за руку ведут их к познанию СМИ. В университете надо создавать учебную студию для обучения журналистов.
    - Какая специальность будет обозначена в дипломе наших журналистов?
    - Журналистика.
    - Что нужно, чтобы наши студенты смогли достойно выйти на жесткий рынок прессы?
    - Конечно, время для становления, приобретения собственного опыта, желание быть квалифицированными специалистами и творческое содружество с практической журналистикой, что мы и будем осуществлять на 3. 4, 5 и 6 курсах. Главное, чтобы работающие студенты осознали потребность в знаниях.
    Что же касается негативного влияния СМИ на студентов, то, к сожалению, я могу сказать, что оно наверняка бы было, если бы студенты читали газеты, слушали радио, смотрели телевизор. Они живут по принципу: "Чукча не читатель, чукча - писатель". Поэтому, еще одна форма работы - знакомство со СМИ. Это входит в план учебного процесса и позволяет в будущем избежать этих ошибок.
    - Что бы Вы пожелали студентам? Каковы перспективы развития этой специализации?
    - Я испытываю чувство вины перед студентами. Не были мы готовы к приему студентов-журналистов в СамГУ. И это сказывается. Сказывается и заочная форма обучения. В будущем планируется открытие дневного отделения журналистики в нашем университете. Возможны более узкие специализации, как, например, реклама и др. Университет делает все возможное, чтобы выпустить хороших журналистов. Перспективы я вижу и в усилении работы и студентов, и преподавательского коллектива. Я думаю, мы справимся с поставленной задачей и нейтрализуем те болевые точки, которые сейчас у нас есть.

Интервью взяла Н.МАЙСКАЯ.


   номер: 23 июня 2003 г. №5
   на главную

Редакция газеты "Самарский университет" бесплатно принимает от своих читателей рекламные объявления частного характера любого содержания.
Мы будем рады безвозмездно помочь Вам, если Вы обратитесь к нам по тел. 34-08-80 (редакция газеты), либо посетите нас по адресу: ул. Академика Павлова, 1. Физический корпус, 209 комната.
Не смущайтесь! Приходите, мы Вас ждем. За объявления Вам, действительно, не придется платить.





Copyright © 2002 - 2003 газета "Самарский Университет" Webadmin: webadmin@front.ru