На главную страницу
сайта газеты
"Самарский Университет"
Масштабно мыслить
От мальчика до профессора
Интернет-сайт газеты
Ход эксперимента
На первом этапе
Егэ по математике
Категорически против
"Вивату" исполняется 25 лет
Под страхом смерча
Новый корпус
Гранты на обучение
пленум Совета по филологии
Приключения и халява
Крис рад учиться в СамГУ
Разыскиватся первокурсник
Плавание
Силовое троеборье
Объявления, поздравления

   Редколегия

   Реквизиты


   Номера

   Структура архива

"Категорически против принципа: "Делай, как я!"

   Храмков Ленар Васильевич - коренной житель Самарской области. Родился в селе Жигули Ставропольского района на Самарской Луке. Последние 50 лет живет в Самаре. Окончил историко-филологический факультет Самарского государственного педагогического института в 1958 году. Работал учителем, директором школы, затем окончил аспирантуру того же института. Научный руководитель - известный Поволжский историк, краевед, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Медведев Ефрем Игнатьевич. Л.В.Храмков был первым его аспирантом по истории Поволжья и Самарского края после открытия аспирантуры. Работал на историческом факультете Самарского педагогического университета. Последние 33 года работает в Самарском госуниверситете. С 1984 по 1994 г был ректором этого вуза. Ленар Васильевич - профессор, зав. кафедрой отечественной истории и историографии, Заслуженный деятель науки РФ, действительный член Академии гуманитарных наук и Академии военных наук. 44 года занимается педагогической деятельностью. Им опубликовано 240 научных работ. С участием Л.В.Храмкова вышло около 40 книг. Научные интересы - история Поволжья в целом, история Великой Отечественной войны в целом и история края в период войны, охрана памятников истории и культуры, история государственных и общественных организаций, источниковедение и историография. 10 лет он возглавлял Общество охраны памятников истории и культуры, а в последние годы - Союз друзей Болгарии.
    Официально и неофициально руководил подготовкой около 40 кандидатских и докторских диссертаций
    - Ленар Васильевич, каким образом складываются отношения между научным руководителем и его учеником?

    - Иногда научное руководство и консультации растягивались на длительное время. С тремя коллегами, которые стали профессорами в Саратове, Башкирии, Нижнем Новгороде, это сотрудничество продолжалось почти четверть века. Сначала я у них был оппонентом по кандидатским диссертациям, потом консультировал, помогал в публикациях, был официальным оппонентом у них по докторским диссертациям через 18-19 лет после защиты кандидатских диссертаций.
    Научные консультации и научное руководство - одна из важнейших обязанностей каждого научного работника. Единой методики, единого стандарта, единого правила, пожалуй, нет. Это сугубо индивидуальная работа. Встречаются люди разного возраста. Иногда руководимые, консультируемые были старше своего научного руководителя. Сейчас, поскольку я сам уже человек немолодой (мне 67 лет), среди аспирантов встречаются дети, и даже внуки моих бывших аспирантов и студентов. Они тоже мечтают о научной деятельности или начали ее. Очень важно, конечно, научному руководителю и будущему руководимому вовремя встретиться и чтобы родилась определенная взаимность. С некоторыми людьми очень трудно складываются отношения, а с другими -легко, естественно и длятся они многие годы.
    Одного из нынешних докторантов Конева Алексея Юрьевича я встретил 22 года назад, в 1980 г., студентом 1 курса - 17-летним пареньком в г.Тобольске. Мне очень понравился студент, сидящий за первым столом, внимательно слушающий и записывающий лекции и задающий после лекции (а иногда и в процессе) большое количество очень разумных вопросов, которые показали, что человек глубоко интересуется проблемами истории: ему интересны теоретические аспекты и конкретные факты. После лекций я с ним побеседовал, а потом после окончания курса, принимая экзамены, тоже побеседовал с ним и понял, что этот человек имеет потенциал, который поможет ему в будущем стать полноценным научным работником. Тогда же мы договорились о теме исследования "Положение малых народов Уральского региона в 16-18 в.в.". Поработав в архиве, на втором курсе он уже смог опубликовать научную статью. Потом его призвали в армию, и только через три года он продолжил учебу в Тобольске. Но, видимо, наши встречи и беседы не забылись. Он окончил с отличием педагогический институт, своим пристрастиям и идеалам не изменил и решил заняться научной работой. Он написал интересную дипломную работу, а потом поступил в аспирантуру нашего Самарского университета. За 3 года А.Ю. Конев успешно написал работу, опубликовал книгу в Москве в Институте этнографии Академии наук и уехал работать преподавателем к себе домой, а потом приехал в докторантуру, продолжил работать над этим сюжетом и темой. Как видите, эти отношения длятся уже третий десяток лет. Ему уже за 40 лет. На сегодня А.Ю.Конев уже проректор по научной работе педагогического института в Тобольске и завершает докторскую диссертацию. Опубликовал интересные сборники исторических документов, вторую монографию, сейчас завершает еще одну большую книгу. Вот так на протяжении двух десятилетий сформировался исследователь, научный работник. Не сомневаюсь, что в ближайшие годы он станет доктором исторических наук и, естественно, в дальнейшем профессором.
    Иначе сложились отношения с другим докторантом - Якуниным Вадимом Николаевичем. Когда я встретился с ним, его интересовали проблемы истории русской православной церкви в период Великой Отечественной войны: и внутреннее строение, и отношения с государством, и патриотическая деятельность церкви, ее международные связи, позиция церкви и ее деятельность на оккупированной территории, и множество других проблем - острых, сложных и важных и для государства в целом, и для верующих и неверующих. Учась на третьем курсе Самарского госуниверситета, он написал курсовую работу, за три года подготовил интересную дипломную работу. Оказался человеком с журналистской хваткой: начал публиковать статьи в местных и центральных периодических изданиях. Несмотря на материальные сложности (он живет вдвоем с мамой), сумел получить доступ к московским архивам, к архивам Патриарха, завязать широкие научные связи с исследователями, параллельно работающими в этой области, со старшими коллегами, и его дипломная работа оказалась такого качества, что была полностью опубликована в Московском журнале, потом вышла отдельной книгой и послужила основой его кандидатской диссертации. Он поступил в аспирантуру Самарского госуниверситета. С ним уже 10 лет продолжается научное сотрудничество. Он защитил кандидатскую диссертацию, сейчас оканчивает докторантуру, живет в Тольятти. Собранные им материалы нашли положительный отклик в печати, на его работы вышли положительные отзывы в Самаре, в "Военно-историческом журнале", в журнале "Наука и религия". Его работы положительно оценены гражданскими, военными и церковными историками. За последние годы он опубликовал 7 книг, в которых рассматриваются на значительном материале в комплексе все стороны деятельности церкви в годы войны. Десятилетие непрерывного сотрудничества, очень инициативная энергичная работа дала результат: 7 книг и более 100 публикаций в периодике. Его статьи выходили в Самаре, Тольятти, С.Петербурге, Саратове, в Москве.
    - Как бы Вы охарактеризовали труд научного руководителя?
    - Для научного руководителя это тяжелый, иногда изматывающий труд, а при хороших контактах, способном студенте, аспиранте этот труд доставляет большую радость, учит и самого научного руководителя. Это сотрудничество требует, чтобы научный руководитель всегда был, как спортсмен, в хорошей спортивной форме (а для нашего труда - в хорошей интеллектуальной форме). Этот труд не дает почивать на лаврах, заставляет научного руководителя интересоваться последними достижениями науки, участвовать в научных конференциях часто совместно со своими учениками и без них, следить внимательно за научной литературой и т.д. Это поддерживает научный, жизненный тонус самого руководителя, помогает не закостенеть, не стать догматиком.
    - Существуют ли какие- либо методы в научном руководстве?
    - Лично я начисто отрицаю авторитарный метод руководства. Часть ученых требует, чтобы ученик работал в рамках только его научной школы, только его личных научных воззрений по принципу: "Делай, как я!" "Я тебе сказал, я тебе приказал, я тебе рекомендовал и т.д." Держит человека на коротком поводке. Я категорически против. Для меня важнее инициатива самого руководимого. Он должен идти, как правило, дальше своего учителя, по крайней мере в тех областях, в которых он работает. Он должен находиться в свободном поиске, не должен встречать агрессивно-запретительного отношения руководителя к его открытиям, поискам, научным выводам, которые могут противоречить работам руководителя, которые вышли 10-20-30 лет назад. Тогда была другая эпоха, другое время. Время обесценивает многие работы. Во-вторых, ранее нельзя было о многом сказать: действовала внутренняя цензура, и это сказывалось на работах самого руководителя, его коллег, его современников. А сейчас по тем же самым проблемам мои ученики могут сказать многое глубже, полнее, яснее, да и время пришло. Совершенствуются методы исследования. Компьютеризация, применение современных математических методов произвели в ряде областей истории, как и других наук, подлинную революцию. Открытие многих архивов тоже развязало инициативу. Историки знали, если не все, то очень многое, но сказать, а тем более опубликовать это было невозможно.
    - С точки зрения психологической, насколько сложно контактировать научному руководителю с руководимым?
    - Важно, конечно, учитывать психологические моменты во взаимоотношениях. Эта работа взаимообогащает, при условии, конечно, если аспирант, докторант - творческий человек. Были и такие, с которыми пришлось расстаться по причине их полной бесперспективности, безынициативности, нежелания совершенствовать знания непрерывно. Некоторых интересует только получение ученой степени, карьера. Все это должно приходить автоматически после того, как будет проведена серьезная научная работа.
    - Административная карьера способствует или мешает научной работе?
    - В большинстве случаев, конечно же, мешает собственному росту научного руководителя, а причина очень простая - нехватка времени. Но высокая административная должность помогает с организационной точки зрения. Иногда помогает преодолеть бюрократические препятствия при работе в архивах, решить издательские, финансовые проблемы. Хорошо организованный администратор может успешно продолжать научное руководство.
    - В течение 10 лет Вы были ректором Самарского госуниверситета и оставили эту должность, отдав предпочтение занятию наукой. Можно ли на этом основании говорить о приоритете в Вашей жизни?
    - Несомненно. Это научная деятельность. В университете я начинал работать 33 года назад, когда всех штатных работников было не более десятка и много времени заняло участие в организации и становлении университета. Десять лет я проработал ректором, и меня это в известной степени тяготило по одной причине: хотелось завершить начатые работы, дописать несколько книг, тем более, что университет уже встал на ноги, появилась материальная база, десятки замечательных научно-педагогических работников. Я посчитал, что вполне можно отойти в сторону.
    Будучи ректором, я активно продолжал научно-педагогическую деятельность, значительная часть которой составляло руководство аспирантами и дипломниками, но времени явно не хватало, потому что административная работа поглощала большую часть времени. Как только появилась возможность передать свои административные функции коллегам, я в большей степени смог отдаться любимому делу. Хотя и на посту ректора я опубликовал свыше 50 научно-публицистических работ. И по сей день у меня есть аспирантура, докторантура по отечественной истории и по истории исторической науки.
    - Как Вы считаете в прагматический период времени, в котором мы сейчас живем, интерес к научной работе угасает или, наоборот, возрастает, если конкретно говорить об исторической науке?
    - Научная работа требует материальных затрат. Их отсутствие серьезно тормозит работу. Но тем не менее за последние 10-15 лет общий уровень исследований значительно повысился. А в Самарской губернии вообще произошла революция в области исторических исследований. Она связана со многими факторами, в том числе с созданием серьезной научной исторической школы, которая развивается в рамках Самарского государственного университета, Самарского педагогического университета, Самарской Академии искусств и культуры, музеев, Института истории и археологии Поволжья, практически в каждом вузе есть кафедры отечественной истории. У нас развивается не только историческое краеведение, а и лингвистическое, литературное, географическое, этнографическое, экологическое краеведение и так далее. Подросло новое поколение, которое обладает лучшей подготовкой, чем студенты 50-х г.г. И несмотря на все негативные моменты в области молодежной политики, школьно-вузовского воспитания, имеется серьезная база для "выращивания" кандидатов и докторов наук, увлеченных краеведов. Здесь я вполне оптимист. Есть и всегда будут молодые люди, которые, несомненно, продолжат деятельность старшего поколения исследователей.

Беседовала НИНА ОКОРКОВА


на главную ...
Редакция газеты "Самарский университет" бесплатно принимает от своих читателей рекламные объявления частного характера любого содержания.
Мы будем рады безвозмездно помочь Вам, если Вы обратитесь к нам по тел. 34-08-80 (редакция газеты), либо посетите нас по адресу: ул. Академика Павлова, 1. Физический корпус, 209 комната.
Не смущайтесь! Приходите, мы Вас ждем. За объявления Вам, действительно, не придется платить.





Газета Самарский Университет

Copyright © 2002 Газета "Самарский Университет"