На главную страницу
сайта газеты
"Самарский Университет"
Масштабно мыслить
От мальчика до профессора
Интернет-сайт газеты
Ход эксперимента
На первом этапе
Егэ по математике
Категорически против
"Вивату" исполняется 25 лет
Под страхом смерча
Новый корпус
Гранты на обучение
пленум Совета по филологии
Приключения и халява
Крис рад учиться в СамГУ
Разыскиватся первокурсник
Плавание
Силовое троеборье
Объявления, поздравления

   Редколегия

   Реквизиты


   Номера

   Структура архива

От одаренного мальчика до профессора

   В прошедшие августовские дни Сергей Алексеевич Голубков, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы отметил свое 55-летие. Несмотря на молодость, он давно сложившийся концептуально мыслящий ученый и педагог, организатор научной и просветительской работы как в вузе, так и в городе Самаре. Вот почему такая, казалось бы, некруглая дата служит поводом для размышления о закономерностях и своеобразии научного пути профессора.
    Интерес к Слову, к гуманитарным знаниям сформировался у Сергея Алексеевича рано. По его собственному признанию этому способствовала семья, где постоянно жил интерес к искусству. Большое влияние оказала на сына мама. Инженерная профессия Елены Алексеевны Евтеевой сочеталась в ней с неистребимой тягой к литературному творчеству. Она писала стихи и была членом литературного объединения завода №42 ( теперь ЗИМ). Небольшая историческая справка для читателя: литературное объединение рабочих завода возникло в Самаре на заре строительства пролетарской культуры в 1930 году и являлось не только самым крупным объединением, но и наиболее плодовитым. Его организатором и первым руководителем был активный участник строительства пролетарской литературы в Средневолжском крае, талантливый журналист, критик, прозаик Аркадий Михайлович Троепольский (расстрелян с большой группой писателей края в 1938 году). Затем долгие годы руководителем литобъединения был известный поэт Николай Федорович Жоголев. Из литобъединения в средневолжскую литературу пришли поэты и прозаики Иван Булкин, Сергей Кузнецов, Михаил Лашманов, Андрей Возняк. Первые стихи Е.А.Евтеевой появились в печати в 1952 году в сборнике "Молодые голоса". Начинающая поэтесса не затерялась в компании уже известных в Самаре поэтов: Сергея Кошечкина, Самуила Эйдлина и других. Уже в следующем году в альманахе "Волга" появляется новая подборка ее стихов. Она начинала свой путь вместе с самарскими поэтами В.Столяровым, Ю.Шаньковым, но вскоре из-за семейных обстоятельств оставила активное занятие литературой, не утрачивая интереса к ней до последних лет жизни.
    Сергей Алексеевич был счастлив в учителях. Его учительницей по литературе в школе №29 была Светлана Яковлевна Рязанова, дочь известного писателя, критика и литературоведа 20-З0-х годов Якова Вениаминовича Брауна. Теперь мало кто знает, что в здании школы №29 ( теперь духовной семинарии) до войны размещался Учебный комбинат 106 артиллерийского полка, где и преподавал красноармейцам литературу Я.В.Браун. Он был автором повестей "Гамбит дьявола", "Старики", создателем интересных исследований о творчестве Андрея Белого, монографии о Замятине, а также целого ряда критических статей и театральных рецензий. Яков Вениаминович был эсер по своим политическим взглядам, и вся его жизнь после Октября протекала в основном в политизоляторах и ссылках. Вот и в Самаре Я.В.Браун появился как ссыльный в июле 1933года, а в 1937 был здесь расстрелян. Нетрудно представить, как расходились знания истории и литературы Светланы Яковлевны с официальной доктриной, зафиксированной в школьных учебниках той поры. Высокий нравственный облик этой женщины, глубокий профессионализм по праву обеспечили ей прочное место в блистательной плеяде самарских учителей - словесников второй половины ХХ-го века. Я знаю, как Светлана Яковлевна гордилась своим учеником, ставшим доктором филологических наук, знаю и о том, что теплые дружеские отношения между Сергеем Алексеевичем и учительницей сохранялись до последних дней ее жизни.
    Научным руководителем С.А.Голубкова-аспиранта был И.М.Машбиц-Веров, который в гуманитарной культуре послевоенной Самары воспринимался как человек-эпоха. Он был активным участником литературного движения 20-З0-х годов с их яростной межжурнальной полемикой, разработкой новых концепций преподавания литературы, организацией и проведением Первого съезда советских писателей. Страстный полемист, литературный критик, профессор кафедры литературы Куйбышевского пединститута он был арестован вместе с группой писателей Средней Волги в 1938 году и, пережив семнадцатилетнее испытание ГУЛАГом, вернулся к научной деятельности. В среде самарских филологов хранятся легенды о том, как Машбиц школил своих аспирантов. Он не допускал к защите диссертацию, пока не убеждался во всестороннем признании ее научного и педагогического статуса. Сергей Алексеевич блестяще защитил кандидатскую и вскоре приступил к работе над докторской диссертацией.
    Я думаю, что само время 60-70-х годов ,конкретность жизненных судеб наставников, в которых так ярко отразился основной конфликт века, способствовали формированию в молодом ученом-филологе нового понимания времени. Исчезало представление об однолинейности времени, возникало ощущение его стереоскопичности, что помогало постигать многогранность самого бытия. Это и стало основанием всей научной и просветительской деятельности Сергея Алексеевича. Так он - автор идеи уникального проекта издания серии книг о самарских ученых-филологах. Вышедшие книги о И.О.Машбиц-Верове, В.А.Бочкареве, А.Н.Гвоздеве, В.А.Малаховском представляют не просто собрание фактов о приватной жизни ученых. Они разрушают границы провинциального мира, вписывают духовную жизнь Самары в широкий контекст отечественной филологической науки.
    Теперь несколько слов-воспоминаний. Я узнала С.А.Голубкова, когда он был учеником восьмого класса, и вот при каких обстоятельствах. Я работала после окончания института в литературно-мемориальном музее М.Горького, который активно сотрудничал со школой юного филолога, руководимой Василием Павловичем Финкильштейном. Неутомимый в поисках новых форм приобщения школьников к литературе Василий Павлович постоянно приводил их в музей то на экскурсии, то для написания творческих работ. Однажды он обратился с просьбой познакомить одного очень одаренного мальчика с детскими письмами А.Н.Толстого. Замечу, кстати, что определение "одаренный" употреблялось Василием Павловичем по отношению к каждому юному филологу. Я колебалась: ведь инструкции по хранению документов запрещали выдавать подлинники исследователям, а тут ученик. Но Василий Павлович настаивал, уверяя, что время, аккомулированное в подлиннике сильнее воздействует на воображение мальчика, так влюбленного в историю и литературу. Я согласилась. В назначенный день и час Василий Павлович привел в музей коренастого, с необыкновенно серьезными глазами мальчика. В руках у него был большой "взрослый" портфель. "Голубков Сережа"-, представил его Василий Павлович и удалился, оставив своего ученика наедине с письмами А.Н.Толстого. Нужно сказать, что детские письма писателя нельзя читать без улыбки: они наполнены самоиронией, комическими преувеличениями, описанием анекдотических жизненных ситуаций. "Ем, сплю, учусь, пью и озорничаю"-, пишет мальчик Толстой, и слова "озорство", "озорник" становились едва ли ни самыми главными в его письмах. Или такой пример из письма, в котором описывается приезд соседских ребятишек на хутор Сосновка: "Написав письмо, я подскочил диким козлом (но не так, конечно, высоко и изящно) и побежал к гостям. Сперва дело у нас не клеелось. Сидели в комнате, мяукали, рассматривали картинки, говорили (скучная история). Потом вдруг мысль осенила меня, и я не замедлил сообщить моим товарищам (не правда ли, какой у меня высокий слог)." В такой двуплановости повествования таился еще один из приемов комического, ставшего впоследствии элементом художественной структуры прозы А.Н.Толстого. Много лет спустя к таким наблюдениям и выводам пришел Сергей Алексеевич, работая над диссертацией "Комическое в ранней прозе А.Н.Толстого", справедливо полагая, что генезис творческой манеры художника присутствует в его детских письмах. В последующих исследованиях мира сатирических произведений 20-З0-х годов ХХ века ученый стремился постичь тайну художественного слова, могущего осознать и воплотить человеческое бытие стереоскопически емким, многогранным и предметным. В заключении скажу еще об одном свойстве педагогической манеры С.А.Голубкова. Все, кто слушал его лекции, знают, как мастерски владеет он словом звучащим. Великолепная дикция дополняется тонким интонированием, каждая фраза Сергея Алексеевича обретает свой ритм. И это красноречивое свидетельство того, что литература для профессора С.А.Голубкова и профессия и любовь.

ЛАРИСА СОЛОВЬЕВА,
доцент кафедры
русской и зарубежной литературы


на главную ...
Редакция газеты "Самарский университет" бесплатно принимает от своих читателей рекламные объявления частного характера любого содержания.
Мы будем рады безвозмездно помочь Вам, если Вы обратитесь к нам по тел. 34-08-80 (редакция газеты), либо посетите нас по адресу: ул. Академика Павлова, 1. Физический корпус, 209 комната.
Не смущайтесь! Приходите, мы Вас ждем. За объявления Вам, действительно, не придется платить.





Газета Самарский Университет

Copyright © 2002 Газета "Самарский Университет"