На главную страницу
сайта газеты
"Самарский Университет"
Масштабно мыслить
От мальчика до профессора
Интернет-сайт газеты
Ход эксперимента
На первом этапе
Егэ по математике
Категорически против
"Вивату" исполняется 25 лет
Под страхом смерча
Новый корпус
Гранты на обучение
пленум Совета по филологии
Приключения и халява
Крис рад учиться в СамГУ
Разыскиватся первокурсник
Плавание
Силовое троеборье
Объявления, поздравления

   Редколегия

   Реквизиты


   Номера

   Структура архива

Научить масштабно мыслить

   За последнее время в Самаре многие отраслевые институты получили статус университетов. Это радует, хотя по-прежнему ценится классическое университетское образование, которое возможно получить на сегодняшний день в нашем городе лишь в Самарском государственном университете. Вновь воссозданный в 1969 году этот вуз уже 34-й раз открывает свои двери первокурсникам, желающим не только обрести профессию и высшее образование, но и научиться масштабно мыслить и полнее осознавать процессы, происходящие в мире. Ректор СамГУ профессор Геннадий Петрович Яровой в своем интервью, в частности, говорит:

   - Действительно, значение классического университетского образования ни в коем случае не умаляется и в наши дни. Поток абитуриентов к нам растет с каждым годом. Для сравнения: если в начале 90-х годов у нас обучалось около 5 тысяч человек, то сейчас это 10 с половиной тысяч студентов. Только в этом году было зачислено 1800 человек на все 12 факультетов вуза. Думаю, это не случайно. Мы гарантируем высокое качество обучения, и это, кстати, подтвердила комплексная проверка комиссии Государственной инспекции Министерства образования, состоявшаяся в январе 2002 года. В ее состав вошли свыше 20 человек, среди которых были не только министерские чиновники, но и ведущие ученые, профессора ряда классических университетов.
    - Расскажите подробнее об итогах этой проверки.
    - В ходе этой проверки была дана высокая оценка нашему вузу: было отмечено, что среди 61 классического университета России он занимает 9-е место. Если говорить об информатизации, то здесь у нас тоже 9-е место. Сейчас мы располагаем 676 компьютерами, при финансовой поддержке правительства и института "Открытое общество" открыт регионапьный центр Интернет, а в течение последнего года проходила модернизация компьютерной базы, переход на новое поколение компьютеров.
    По численности аспирантов мы занимаем тоже почетное 22-е место, а показатель по количеству защит у нас выше, чем в целом по России (42% - у нас, 22% - по России).
    По финансированию научных исследований у нас 11-е место, по научно-методической работе - 12-е. По числу преподавателей с учеными степенями и званиями мы находимся на 15-м месте. В нашем вузе этот показатель составляет 63,5%, в советское время он был несколько больше -66,5%. Небольшое снижение вызвано тем, что у нас появились новые специальности, на которые мы набираем молодых преподавателей без ученых степеней и званий, но в ближайшее время мы попытаемся этот показатель немного улучшить.
    И вот на основании этого анализа, проведенного комиссией, мы вновь получили статус "университет" и нам была выдана лицензия № 24 Г-1729 от 28 февраля 2002 года Министерства образования и свидетельство о государственной аккредитации от 9 апреля 2002 года за № 0585.
    - Выявила ли комиссия какие-то недостатки, недочеты в работе Самарского государственного университета?
    - Да, было отмечено, что наряду с мощной информационной базой - библиотекой, где свыше 700 тысяч экземпляров книг, центром Интернет, 11 компьютерными классами - у нас нет отдельного библиотечного здания. Библиотека находится в гуманитарном корпусе, на улице Потапова, в стесненном положении. Обычно во всех крупных университетах, таких как Московский, Санкт-Петербургский, Казанский, библиотека находится на одном из первых мест. Учитывая все это, мы приняли решение о строительстве здания для библиотеки. Уже завершены проектные работы, получены соответствующие согласования, и, я думаю, года через два мы введем ее в эксплуатацию.
    - Что еще нового ожидает университет в ближайшем будущем?
    - Скорее всего, это будет расширение за счет создания филиалов в городах области. Уже сейчас действует филиал в Тольятти, функционируют представительства в Сызрани и Похвистнево.
    Меняется и структура вуза. Открываем новые специальности, соответственно появляются новые кафедры. Например, создана кафедра документоведения, которая будет вести подготовку менеджеров в области документоведения и документационного обеспечения управления. Кафедра "Информационная безопасность" будет готовить специалистов по компьютерной безопасности, технологии защиты информации. Кафедра теории и методики профессионального образования будет заниматься повышением квалификации, переподготовкой преподавателей высших и средних специальных учебных заведений.
    - Много ли новых специальностей было открыто за последние годы?
    - До 1994 года в университете шла подготовка в основном по таким классическим специальностям, как математика, физика, химия, филология, история, биология, социология. С 1994 года начала меняться структура университетского образования. Мы значительно расширили свою деятельность на образовательном пространстве. Это, конечно, напрямую связано с потребностью общества в специалистах таких направлений, как социальная работа, менеджмент, государственное и муниципальное управление, прикладная математика, журналистика, компьютерная безопасность.
    Всего же на данный момент университет реализует 21 образовательную программу и 2 дополнительные.
    - Что означает дополнительная образовательная программа?
    - Дополнительные образовательные программы у нас введены для того, чтобы как-то социально защитить наших выпускников. Сейчас по стандарту многим специалистам выдается диплом, где написано: "Химик", "Историк" или "Филолог". Администрация образовательных учреждений, видя такие дипломы, не всегда может принять на работу выпускника. Поэтому вводится такая дополнительная программа, как "Преподаватель".
    Мы ввели несколько лет назад и другую замечательную программу - "Переводчик в сфере профессиональных коммуникаций". Таким образом, выпускник получает диплом по специальности плюс диплом переводчика. И, надо сказать, эти специалисты быстро находят себе место на рынке труда.
    Но мы не только так социально защищаем выпускника. Последние 10 лет мы все еще продолжаем распределять студентов. Такая система помогает трудоустроиться 94-96% наших выпускников.
    - Насколько развита в университете система послевузовского образования?
    - Сейчас в аспирантуре обучается 250 человек по более чем 50 специальностям. Докторантура также действует, но пока там только философы, историки и филологи. Их немного - состав колеблется от 9 до 11 человек, что естественно для системы докторантуры. Здесь ценится прежде всего качество подготовки. Те ученые, кто пишет докторские диссертации, обычно у нас переходят на должность старшего научного сотрудника. А вообще у нас ежегодно защищаются 7-8 докторов наук. Это хороший показатель. Если в 1994 году в вузе работало 36 докт-ров наук, то сейчас их уже 62.
    Наши ученые получают престижные премии, дипломы и звания. В свою очередь университет всячески поддерживает своих ученых. Например, совсем недавно мы издали два специальных выпуска, где опубликованы статьи наших докторантов, - "Известия Самарского научного центра Российской академии наук" по актуальным проблемам гуманитарных наук и истории и философии.
    Что же касается научной деятельности университета в целом, то, несомненно, в ней активное участие принимают и сами студенты. Ежегодно проводятся студенческие научные конференции, олимпиады, например, по математике, экономике, филологии... Это помимо семинаров, коллоквиумов, написания курсовых и дипломных работ. Проводятся конференции и по специальным программам. По линии федеральной программы интеграции науки и образования мы в этом году будем проводить уже 8-е Платоновские Всероссийские чтения.
    - Вы уже давно работаете в Самарском государственном университете. На ваш взгляд, каков студент сегодня и вчера, изменилось ли качество подготовки абитуриента?
    - По моему мнению, уровень образования в средних шко-ах несколько снизился, и высшим учебным заведениям приходится прилагать титанические усилия для того, чтобы как-то подтянуть бывших абитуриентов, не опускать достаточно высокую планку нашего университета. Перед нами же стоит главная задача - подготовить таких специалистов, которые были бы востребованы на рынке труда.
    Думаю, нам это удается сделать. Если посмотреть на успеваемость на 1-2 курсе, то она гораздо ниже, чем успеваемость на 4-5 курсе. "Ножницы" между школой и вузом дают о себе знать. Но постепенно ситуация выравнивается. Если говорить о минувшей летней сессии, то мы ее закончили достаточно успешно. Суммарный процент отличников и хорошистов составил свыше 50 процентов.
    -В этом году в наших школах проводился единый государствен-ный экзамен. Как он отразился на вашей приемной кампании?
    -Мы участвовали в эксперименте по зачислению студентов по результатам ЕГЭ. По 9 специальностям шел прием с уч-том ЕГЭ. Мы осознаем, что этот процесс неизбежен, и в этой ситуации мы должны более активно работать в тех учебных учреждениях, которые входят в ассоциацию "Самарский государственный университет". А это свыше 40 школ, гимназий, лицеев. Есть специальные классы, где мы помогаем в реализации образовательных программ. На базе этих школ проводим научные конференции, олимпиады, тестирования учащихся. Работают в университете такие курсы, с помощью которых мы помогаем школьникам в будущем легче вписаться в студенческую жизнь.
    Наши планы простираются на то, чтобы создать университетский комплекс, куда войдут лицеи, школы, гимназии, в том числе и вузы. Уже сейчас для этого предпринимаются реальные шаги. Например, мы стали вести подготовку специалистов-юристов на базе современного гуманитарного института, а с этого года в поле нашей деятельности попадает и Самарский профессионально-педагогический колледж, где мы на заочном отделении также будем готовить специалистов в области юриспруденции.
    - Каковы особенности нынешнего приема, помимо зачисления по ЕГЭ?
    - Мы продолжаем принимать студентов как на бюджетной, так и на коммерческой и договорной основе. Кроме очного отделения у нас есть заочное и вечернее отделения, на которых тоже обучается немало студентов. И количество людей, желающих получить классическое университетское образование, не уменьшается. Колоссальный поток студентов обусловливает недостаток учебных площадей, поэтому последние два года мы занимались реконструкцией зданий, в частности мехмастерских, и в итоге ввели в эксплуатацию 12 современных аудиторий. Когда построим отдельное здание библиотеки, в корпусе на ул.Потапова освободятся дополнительные площади. Но все-таки этого недостаточно. Надеемся, что с этой проблемой нам поможет справиться как администрация города, так и области. Нам как воздух нужны помещения. Доста-точно посмотреть, как утром полдевятого студенты идут сплошной стеной к университету, почти как в Московском университете. Наш вуз развивается стремительно, и, естественно, материальная база должна изменяться.
    - Поддерживает ли Самарский государственный университет международные связи, и насколько они обширны?
    - Да, наши студенты имеют возможность пройти стажировку в европейском университете, например в Будапеште. Происходит и обмен студентами. В этом плане мы сотрудничаем с университетами Великобритании, Германии и особенно Соединенных Штатов Америки. У нас, в частности, есть совместный проект с Южно-Иллинойсским и Сент-Луисским университетами по подготовке социальных работников. В рамках этого проекта происходит обмен не только студентами, но преподавателями. Исторический факультет установил тесные контакты с университетом штата Мэриленд, ученые которого занимаются изучением истории России. У нас же ежегодно проходят стажировку 10-20 американских студентов, которые имеют здесь возможность изучить русский язык.
    Наши международные связи расширяются. В начале сентября был визит в СамГУ ректора Техасского университета, готовятся другие проекты.
    Все это замечательно, но университет может активно развиваться и многое сделать для общества, города, области, если и власть имущие, и само общество будут заинтересованы в развитии университета. Надо посмотреть, увидеть университет, понять его значимость. Университетское образование занимает центральное место в жизни каждого общества, потому что специалист с таким образованием способен более масштабно мыслить. Ему нельзя простить те просчеты, которые допустили наши политики и в экономической, и в политической сфере. Почему произошли с нами все эти события в 80-е годы? Потому что было слишком узкое видение проблем, какая-то заданность. Все наши политические деятели последней со-ветской волны - это люди, окончившие отраслевые вузы. Только сейчас появился президент с университетским образованием.
    Общество должно осознавать необходимость и нужность университета.

Беседовала О. Ширшова
"Самарская неделя",
13 сентября 2002 г.


на главную ...
Редакция газеты "Самарский университет" бесплатно принимает от своих читателей рекламные объявления частного характера любого содержания.
Мы будем рады безвозмездно помочь Вам, если Вы обратитесь к нам по тел. 34-08-80 (редакция газеты), либо посетите нас по адресу: ул. Академика Павлова, 1. Физический корпус, 209 комната.
Не смущайтесь! Приходите, мы Вас ждем. За объявления Вам, действительно, не придется платить.





Газета Самарский Университет

Copyright © 2002 Газета "Самарский Университет"