На главную страницу
сайта газеты
"Самарский Университет"
Образовательное простраство
Впечатления
Никита Струве на Филфаке
"Третий Толстой" и его семья
День немецкого языка
"Немецкий язык в Самаре"
Компьютерная сеть
"Да разве сердце позабудет"
Центр занятости приглашает
Место под солнцем
Посвящается А.Н. Гвоздеву
Свидетельство репера
Певая экспедиция
Крымские каникулы
Объявления, поздравления

   Редколегия

   Реквизиты


   Номера

Информатизацию -в массы!

Образование и культуру - через компьютерную сеть


    Ни для кого не секрет, что с каждым годом происходит все большая информатизация и компьютеризация общества. Компьютер проникает во все сферы человеческой деятельности и оказывает все большее влияние на развитие общества. И в первую очередь это касается сферы образования. Не случайно появление в нашем университете таких специальностей, как "Компьютерная безопасность", "Организация и технология защиты информации" и "Математическое обеспечение и администрирование информационных систем". Но, безусловно, все это невозможно, собственно, без самих компьютеров. О них то мы и решили поговорить, тем более что вопросов накопилось немало.
    За разъяснениями мы обратились к Юрию Андреевичу Родичеву, который вот уже двадцать пять лет (с 1977 г.) трудится в стенах нашего университета, обеспечивая работоспособность всех университетских компьютеров и локальной сети. А в настоящее время возглавляет информационно-вычислительный центр (ИВЦ). И вот что нам удалось узнать.

    Как все начиналось


    Cовершим небольшой экскурс в историю. Первые компьютеры типа IBM появились у нас в 1987 году. Ну а компьютерная сеть была создана в университете в период с 1991 по 1993 годы, и в том же, 1993 году, состоялся первый выход в глобальную сеть.
    Если говорить о современном уровне компьютерного оснащения, то здесь наш университет считается одним из наиболее продвинутых вузов России. И нам действительно есть чем гордиться. Современный парк компьютеров насчитывает 693 компьютера, 450 из которых объединены в локальную сеть. Причем постоянно происходит их обновление и закупка новых компьютеров, так в этом году было введено в эксплуатацию 93 компьютера класса Pentium III, Pentium IV. Если говорить в общем по университету, то на данный момент практически во всех классах установлены компьютеры поколения Pentium (I, II, III). Исключением является лишь класс 211 ф/ф, где еще доживают свой век 486 компьютеры, но как нас уверил Юрий Андреевич, к началу второго семестра текущего учебного года и этот класс планируется обновить.
    В настоящее время функционируют 17 компьютерных классов, из них 10 классов общего назначения и 7 специализированных классов.

    Заботы дня сегодняшнего

    Естественно, что обеспечение работоспособности единой информационной системы (ЕИС) СамГУ, на обновление и закупку современного оборудования и программного обеспечения необходимы значительные финансовые вложения. С этим вопросом мы также обратились к Ю. А.Родичеву (Ю.А..Р.)
    Корр.: - Юрий Андреевич, скажите, пожалуйста, а из каких источников осуществляется финансирование единой информационной системы (ЕИС)?
    Ю.А.Р.:
- Частично финансирование осуществляется из госбюджета. Но это лишь малая доля необходимых нам средств. Поэтому приходится изыскивать иные источники. В основном за счет коммерческого набора, грантов и спонсорской поддержки. Кстати, именно отсутствие должного финансирования является главной нашей проблемой, которой не всегда удается найти оптимальное решение.
    Корр.: - А с какими еще проблемами приходится сталкиваться?
    Ю.А.Р.:
- Со стороны пользователей - это отсутствие должной квалификации, низкий уровень информационной культуры. Хотя порой этим грешит и обслуживающий персонал тоже. Из внутренних проблем - это недостаточная координация действий различных структурных подразделений, обеспечивающих функционирование компьютерной сети. На них, я думаю, стоит остановиться подробнее.
    Еще раз подчеркну, что одной из главных проблем в компьютеризации является бурное развитие компьютерной техники при очень скромных финансовых возможностях университета. С трудом изысканные деньги мы вкладываем в создание современного дисплейного класса, а через 2-3 года техника морально устаревает и не соответствует современным требованиям. К настоящему времени в университете компьютеров серии РС-486 и ниже 149 единиц.
    Достаточно большой проблемой является состояние самих дисплейных классов. По площадям ни один наш класс не соответствует нормативам. Однако в последние 2 года мы сделали упор именно на модернизацию учебных дисплейных классов: обновили компьютерный парк, установили компьютерные столы, сделали ремонт помещений, установили люстры Чижевского. Я думаю, студентам в классах стало работать уютнее и самое главное продуктивнее.
    Существенной проблемой являются квалифицированные кадры, которые осуществляют компьютеризацию. Компьютерное хозяйство университета представляет собой достаточно мощный аппаратно-программный комплекс со сложной сетевой структурой. Для его развития и обслуживания требуются высококвалифицированные специалисты. Чем мы заманим к себе таких специалистов при наивысшем должностном окладе по тарифной сетке университета в 1500 рублей? Грамотные выпускники мех-мата за подобную работу в коммерческих фирмах сразу получают по 8-10 тысяч рублей. Однако у нас имеется немало таких, как я их называю "фанатиков-патриотов", на которых держится и развивается информатизация университета.
    Все вышеуказанные трудности можно частично объяснить объективными условиями. Однако, на мой взгляд, есть причины чисто университетские. Одной из них является - организационная. Очевидно, необходим четко действующий механизм, который будет постоянно координировать работу различных подразделений университета в области информатизации, включая различные студенческие объединения (СНО, компьютерный клуб и т.п.), инициировать выработку приоритетных направлений развития, обеспечивать проведение анализа эффективности использования техники, штатов и финансовых вложений, ставить задачи и добиваться их выполнения. С одной стороны, этот механизм должен базироваться на постоянно и четко действующем коллегиальном органе из числа ведущих специалистов по информатизации, а с другой - иметь административные рычаги (например, в лице одного из проректоров), чтобы принятые решения подкреплялись соответствующими приказами ректора, которые обязательно исполнялись бы.
    Яркий пример неорганизованности произошел в начале семестра. В июне мы направили запросы по всем деканатам с просьбой предоставить до 1 августа в ИВЦ список необходимых программных систем для учебного процесса. Однако такой перечень предоставили только биологи и частично химики. Пользуясь случаем, хочу напомнить деканам, что установка программных средств в сети занимает по времени около месяца и заявки необходимо подавать по определенным правилам не менее чем за месяц до начала семестра.
    Серьезным барьером на пути информатизации является слабая подготовка в области компьютерных технологий многих преподавателей и сотрудников университета.
    Корр.: - Приходится ли Вам сталкиваться с неправомерными действиями пользователей. Или, проще говоря, как вы противостоите "атаке хакеров"?
    Ю.А.Р.:
- Да, такие случаи встречаются в нашей практике. И здесь мы занимаем жесткую позицию: сначала пытаемся поговорить с человеком и объяснить, что так делать нельзя; злостных нарушителей наказываем без всяких разговоров, вплоть до полного отключения доступа к компьютерной сети. В настоящее время утверждены и введены в действие "Правила для пользователей единой информационной системы самарского государственного университета", в которых четко прописано, какие действия допустимы, а какие - нет. Все нарушения мы тщательно отслеживаем и незамедлительно реагируем на них соответствующим образом. Вообще, ЕИС предназначена для обеспечения учебного процесса, автоматизации административно-управленческой деятельности и обеспечения научно-исследовательских работ. Все, что выходит за эти рамки, является нарушением. Кроме того, хочу напомнить, что помимо вышеупомянутых правил и правил по технике безопасности, т. е. внутри университетских правил действует еще и российское законодательство, нарушение которого может повлечь также и уголовную ответственность.
    В общем, как нам удалось выяснить, если вы под видом научной деятельности просматриваете сайты сомнительного содержания, или если вы заскучали и захотели немного поиграть, то вам в мягкой форме объяснят, что это делать нехорошо. Ведь всем хочется развлечений, но никто этого себе не позволяет. А если все будут этим заниматься, то кто же тогда будет заниматься наукой? Если же вы вздумали поиграть с чужими паролями или поэкспериментировать с вирусами, то вас могут и "отлучить" от ЕИС. Ну а если вы, не дай бог, что-нибудь сломали, то вам придется раскошелиться и возместить нанесенный ущерб.

    Корр.: - Следующий мой вопрос касается программного обеспечения. Ведь каким бы мощным ни был компьютер - это всего лишь "железо". И в этом смысле важно его интеллектуальное наполнение. Каким образом оно происходит?
    Ю.А.Р.:
- Да, действительно, программное обеспечение играет решающее значение при работе на компьютере. И мы уделяем ему должное внимание. Программное обеспечение складывается из программ общего назначения и программ специального назначения. То есть для студентов различных специальностей соответствующее программное обеспечение: для математиков, например, это такие пакеты как Maple, MathCAD, Mathematica и другие, для физиков - это соответственно пакеты по физике и т. д.. Что касается специального программного обеспечения, то здесь мы руководствуемся заявками соответствующих кафедр. И практически всегда нам удается удовлетворить эти потребности.

    Заглянем в будущее

    Корр.: - И последнее. Какими Вам видятся перспективы дальнейшего развития единой информационной системы университета?
    Ю.А.Р.:
- Боюсь, что у читателей может сложиться ложное впечатление о том, что ситуация для нас складывается как нельзя лучше. На самом деле все далеко не так хорошо, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, стоит обратить внимание на тот факт, что на данный момент нет никакой программы по развитию компьютерного образования ни на федеральном, ни на региональном, ни на областном, ни на внутри университетском уровне.
    Корр.: - То есть какие-либо изменения происходят по мере того, как возникает в них необходимость?
    Ю.А.Р.:
- Нет, не угадали. Они происходят по мере поступления финансовых средств. И боюсь, что в ближайшее время ситуация вряд ли изменится. Так вот, и второй момент, который также необходимо упомянуть. Несмотря на то, что по уровню технического оснащения наш университет может сравниться с ведущими российскими вузами, остается открытым вопрос об эффективности использования этой техники. Иначе говоря, это всего лишь количественный показатель, уровень качества же, порой, оставляет желать лучшего. Но ведь именно реальная отдача, реальная польза для обучения студентов имеет решающее значение.
    Что же касается планов дальнейшего развития, то они формулируются просто: внедрение компьютерных технологий в процесс обучения. Поясню сказанное на примере.
    Представьте себе такую картину. У вас начинается занятие. Вы приходите в компьютерный класс, вставляете диск по данному предмету и начинаете обучение. Занятие с вами ведет электронный учитель, который рассказывает и показывает вам урок. Для лучшего восприятия объяснение дополняется поясняющими иллюстрациями и "живыми" примерами. После чего вам показывают обучающий видеофильм. Потом вам предлагается пройти тест по изученному материалу. По результатам этого теста электронный учитель оценит уровень усвоения вами материала и даст рекомендации по дальнейшему обучению. На этом урок заканчивается. Но обучение проводится индивидуально и, если вы чувствуете в себе силы, то можете перейти к следующему уроку. Все необходимые книги вы можете найти в электронной библиотеке или же можете сделать электронный заказ - и книги доставят вам прямо на ваше рабочее место…

    Корр.: - Впечатляет! Но скорее больше похоже на отрывок из фантастического рассказа.
    Ю.А.Р.:
- Отнюдь нет. Подобные мультимедийные курсы уже действуют за рубежом. Имеются и отечественные наработки. Так что это вовсе не фантастика, а недалекая реальность.
    Корр.: - А как же без тетрадей и ручек, белых рук в мелу и строгого преподавателя?
    Ю.А.Р.: (смеется)
- Ну их, пожалуй, оставим для воспитания. А вообще это очень хороший вопрос, в том плане, что он дает мне возможность конкретизировать свою позицию. Ведь я ни в коем случае не за подмену живого общения преподавателя и студента работой с бездушным компьютерным железом. Прямое общение чрезвычайно важно в учебно-воспитательном процессе. Передача традиций научных школ, секретов педагогического мастерства происходит именно в живом общении. Информатизация же должна свести к минимуму рутинную и монотонную составляющие такого общения для того, чтобы высвободившееся время потратить на живое общение по действительно важным и принципиальным вопросам образовательного процесса. По моему мнению, информатизация принесет ощутимый вклад только тогда, когда мы будем иметь достаточное количество электронных версий учебно-методической, библиографической, научной, справочной информации и средства ее доставки до потребителя.
    Информатизация для преподавателя должна резко снизить количество аудиторных часов, проводимых за рутинным чтением лекций у доски с мелом в руке. Студент должен получить возможность не сидеть столько часов за партой в холодной аудитории, а в удобное для него время получить необходимую библиографическую, учебно-методическую и справочную информацию в электронном читальном зале библиотеки. Сотрудники библиотеки должны освободиться от лавины ручной работы по заполнению карточек и формуляров. Сотрудники аппарата управления не будут бегать по отделам в поисках необходимой справочной и статистической информации, а получат ее через компьютерную сеть, не выходя из кабинета.
    Тогда мы получим возможность не увеличивать количество преподавателей с ростом контингента студентов, а за счет экономии на этом средств платить им достойную зарплату. Только в этом случае можно будет сказать, что мы действительно добились конечных результатов информатизации и не напрасно потратили деньги.

Материал подготовил
АНТОН МАКАШЁВ, гр. 121, мехмат,
фото Н.ЛАРИОНОВА.

    P. S. Внимание! Студенты, если у вас в процессе работы в сети возникают какие-либо вопросы, Вы можете адресовать их дежурному оператору, находящемуся в компьютерном классе или в комнате для технического персонал, а также служащему техперсонала, находящемуся там же. Если они не смогли ответить на вопросы, можете обратиться к зав. сектором локальных сетей - Чарковскому Константину Владимировичу (e-mail: const@ssu.samara.ru), а также Бесполитову Олегу Владимировичу и Карпухину Игорю Юрьевичу, найти которых можно в 312 м/м.
    "Правила по технике безопасности" и "Правила для пользователей Единой Информационной Системы Самарского Государственного Университета" есть в каждом компьютерном классе, а также в сети по адресу I:\rules.pdf . Незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение!


на главную ...
Редакция газеты "Самарский университет" бесплатно принимает от своих читателей рекламные объявления частного характера любого содержания.
Мы будем рады безвозмездно помочь Вам, если Вы обратитесь к нам по тел. 34-08-80 (редакция газеты), либо посетите нас по адресу: ул. Академика Павлова, 1. Физический корпус, 209 комната.
Не смущайтесь! Приходите, мы Вас ждем. За объявления Вам, действительно, не придется платить.





Газета Самарский Университет

Copyright © 2002 - 2003 Газета "Самарский Университет"