На главную страницу
сайта газеты
"Самарский Университет"
В канун празднования ...
Хотите ли вы в команду?
"Родина фестиваля"
Психфак на выезде
СНО на филфаке (отчет)
Просто ЕвГений
Мы не слабое звено
У нас "двойня!"
Праздники и трудовые будни
Настоящая жизнь
В поиске успеха
Очень необходимая дискуссия
Смотрите КВН ушами
"Достали, блин!"
Мнения
О вкусах не спорят
Цитадель теней
По старому маршруту
Властелин словаря
Андрей Пурыгин
Помогите детям
Юридическая клиника СамГУ
Счастливый Шмонькин
Объявления, поздравления.

   Редколегия

   Реквизиты


   Номера

   Структура архива

Мы не слабое звено

    Если бы мы сейчас жили еще в начале 19 века, и кто-то из нас решил бы пойти в приемную комиссию с желанием попробовать свои педагогические таланты, то у нас бы внимательно ощупали голову. Естественно не для того, чтобы узнать, есть или нет ли температура. Врач искал бы специальную "педагогическую" шишку. Дело в том, что в те времена имела популярность наука френология, созданная Ф.Галлем, австрийским врачом. Согласно данной науке существует связь между наружной формой черепа, умственными и моральными качествами человека. Ф.Галль и его последователи полагали, что усиление какого-либо психологического свойства влечет за собой развитие определенного участка мозга. В этом месте мозг давит на череп и способствует появлению бугра. Так можно выделить бугры влюбчивости, религиозности, музыкальности и др. Бугор любви к детям расположен на затылке, а это значит, что, исходя из внешних характеристик, в педагоги можно и нужно идти тем, у кого он есть и хорошо развит.
    Ну а если говорить серьезно, то этот интересный факт я вспомнила не случайно. На наших глазах происходит заметная трансформация учебных заведений в учреждения, предоставляющие "образовательные услуги" населению, где действуют планы, контракты, развивается конкуренция - неизбежный спутник рыночных отношений. В этом деле особую важность приобретают профессиональные и личностные качества педагогов, а точнее говоря даже то, что знают о нас абитуриенты и насколько это объективная информация.
    Дань времени. В последнее время как-то грустно и однобоко пишут журналисты о людях нашей профессии. Пишут, что учителям живется в России плохо, что не может нам пока государство обеспечить ни высокого престижа, ни достойной зарплаты, ни сколько-нибудь удовлетворительного уровня существования. Конечно же, это все верно, но иногда, жалея нас, журналисты заходят слишком далеко. Например, недавно в "Комсомольской правде" была опубликована статья, автор которой перечисляя проблемы, накопившиеся в сфере образования, называет такую, цитирую дословно, "замордованная нищетой и климаксом училка, срывающая злость на детях…". Очень хотелось бы верить, что этот журналист всей душой переживает за образование, но как-то мерзко от таких фраз становится. Какой-то убогий, жалкий и ни к чему не пригодный, непривлекательный образ учителя создается.
    Я думаю, что причина этого, прежде всего, в том, что большинство людей ограничивают деятельность учителя, указывая на внешние, видимые характеристики его деятельности. А между тем, работа преподавателя относится к сложным видам человеческой деятельности, является важной составляющей имиджа учебного заведения. Исследования показывают, что примерно 70% обучаемых и их родителей делают свой выбор под влиянием созданного учебным заведением положительного имиджа. Поэтому вполне естественно, что во всем мире учебные заведения, их факультеты, кафедры тщательно формируют, сохраняют и отстаивают свой имидж. Нашей кафедре в решении этого вопроса помогает олимпиада по педагогике для студентов педагогических колледжей и училищ, которая проводится каждый год в апреле и является важной частью в подготовке к сезону вступительных экзаменов. Как любая кафедра мы готовимся к большому наплыву абитуриентов, ждем своих будущих студентов, желающих получить специальность социального педагога. Естественно, каждому абитуриенту, готовящемуся заняться этой не простой и в то же время актуальной и интересной профессиональной деятельностью, необходимо быть осведомленным в требованиях, которые предъявляет ему избранная специальность. В свою очередь преподавателям необходимо знать, какими талантами обладают их будущие студенты.
    А начиналось все с простого эксперимента. По инициативе Н.М.Магомедова решили организовать необычное мероприятие в интересной для студентов и преподавателей форме, которое должно способствовать углублению сотрудничества кафедры с педагогическими колледжами и училищами, выявлению наиболее способных учащихся, популяризации педагогического знания. С тех пор прошло пять лет.
    Каждая олимпиада лишь укрепляет мнение о том, что этот проект стоит продолжать. Постоянно в программу олимпиады вносятся какие-либо изменения. И, конечно же, такое мероприятие не может быть личным делом одного или двух людей. Над ним работает слаженная команда преподавателей. Одни занимаются организацией олимпиады, другие входят в состав жюри. В этом году со спонсорами очень помог заведующий нашей кафедрой М.Д.Горячев. Никогда не отказывает в поддержке наш декан, К.С.Лисецкий. Очень помогают студенты - социальные педагоги. Да и как же быть иначе? Ведь наша олимпиада - уникальное мероприятие, направленное на решение многих злободневных проблем. В этом году затрагивались проблемы из реальной практики, входящие в круг "классических" вопросов, два из которых я бы обозначила так: образование - это путевка в жизнь или всего лишь формальность; старшие школьники - это просто дети, уже взрослые или взрослые дети?
    А кто герои? Олимпиада - дело не простое. Участники, учителя, болельщики наблюдают за организаторами, а мы за ними. Было бы не правильно сказать, что одни участники были лучше, другие - хуже. Каждая команда проявила себя с лучшей стороны. В этом году наше приглашение приняли студенты Похвистневского гуманитарного училища и его филиала, Новокуйбышевского гуманитарно-технологического колледжа, Пензенского государственного педагогического колледжа, Чапаевского и Сызранского губернских социально-педагогических колледжей, Самарского государственного профессионально-педагогического колледжа, Самарской школы юного социального педагога.
    Прежде всего, хотелось бы отметить две команды, которым уже пора вручать специальный приз "за верность". Это наши постоянные участники - студенты Похвистневского гуманитарного училища и его филиала. Второй год к нам приезжают студенты из Пензы. Но поскольку в ходе олимпиады время для общения ограничено, многое мы узнаем только после окончания мероприятия. Так, например, выяснилось, что в дороге многие участники пензенской команды простыли, у кого-то была даже высокая температура, но, несмотря на это, они выступили достойно и заняли второе место. Студенты из Новокуйбышевска потрясли своей активностью - у них была самая многочисленная группа болельщиков. Кроме того, они завоевали приз зрительских симпатий. Все мы знаем, что после долгого перерыва бывает нелегко втянуться в работу. Но, несмотря на это, очень достойно выступили еще две команды. Студенты из Чапаевска заняли первое место и в командном и индивидуальном первенстве, совсем чуть-чуть им уступили студенты из Сызрани, которые заняли третье место. Не побоялись принять вызов самарские команды, и это вдвойне приятно, т.к. многие из них - наши будущие студенты.
    Как не быть слабым звеном? Уже за полгода до начала олимпиады закипает работа. И, честно говоря, одному человеку такую глыбу просто не осилить. В этом году самой большой неожиданностью была активность участников, болельщиков и преподавателей, тренирующих команды. Но такому наплыву гостей мы очень были рады, хотя и испытывали некоторое волнение. Но опыт работы в университете приучил относиться ко всему профессионально. Во время проведения олимпиады ощущалась поддержка коллег, понимание участников. Все работали в дружеской атмосфере, и в итоге все прошло легко, весело, интересно. Конечно же, по окончании олимпиады всегда чувствуется усталость. Но непростые условия работы не только утомляют, но и закаляют, не позволяют быть слабым звеном, опускать руки, а наоборот, разрабатывать и реализовывать новые идеи, строить новые планы. Ведь с каждым годом число и круг участников олимпиады растет, многие из них затем становятся нашими студентами. Это снова и снова подтверждает то, что наше образование престижное, наша специальность востребована, мы умеем бороться за место под Солнцем.
    Может быть, все зависит от настойчивости и целеустремленности самих педагогов? Или от правительства, которое, наконец, хоть что-то пытается изменить в положении учителей? Или от имиджа учебного заведения и имиджа преподавателей, работающих в нем?

ТАТЬЯНА КОНОВАЛОВА,
ассистент кафедры педагогики


на главную ...
Редакция газеты "Самарский университет" бесплатно принимает от своих читателей рекламные объявления частного характера любого содержания.
Мы будем рады безвозмездно помочь Вам, если Вы обратитесь к нам по тел. 34-08-80 (редакция газеты), либо посетите нас по адресу: ул. Академика Павлова, 1. Физический корпус, 209 комната.
Не смущайтесь! Приходите, мы Вас ждем. За объявления Вам, действительно, не придется платить.





Газета Самарский Университет

Copyright © 2002 Газета "Самарский Университет"