Аттестация - это результат и точка отсчета

В январе прошла комплексная проверка деятельности Самарского государственного университета, цель которой - лицензирование, аттестация и аккредитация нашего университета. Мы попросили ректора, профессора Геннадия Петровича Ярового проинформировать наших читателей об этом важном событии в жизни вуза.

- Всего таких проверок за время существования нашего университета было три. Первая была в 1991г., вторая - в 1996г., третья – в январе 2002г. Если первая проверка была чем-то новым для вузовской системы, и Государственная инспекция в какой-то степени приобретала опыт, то вторая проверка носила комплексный характер, деятельность вуза оценивалась по всем направлениям, начиная от состояния материально-технической базы и кончая социальной сферой. Цель последней проверки – лицензирование, аттестация и аккредитация университета. Объем предварительной работы, которую необходимо было проделать кафедрам и факультетам университета, был более значительным и основательным. Например, все кафедры, реализующие образовательные программы, должны были подготовить не только учебные программы по всем дисциплинам и спецкурсам, но и рабочие программы, показать наличие учебной и научной литературы. Нужно было доказать, что материальная база университета соответствует требованиям лицензии.

- Кто инспектировал университет?

- Комиссия, которая работала у нас, была очень представительной.

В ее состав вошли: начальник отдела Государственной инспекции по аттестации учебных заведений России при Минобразовании России В.И.Васильковский (председатель), ректор Уральского государственного университета, профессор, член-корреспондент РАН В.Е.Третьяков, руководитель Департамента науки и образования Администрации Самарской области, профессор Е.Я.Коган, ректор Самарского аэрокосмического университета, профессор, член-корреспондент РАН В.А.Сойфер, а также ведущие специалисты Минобразования России, ученые российских вузов, среди которых 4 представителя Учебно-методического объединения (УМО), более 90 проц. докторов наук.

Комиссия работала в течение недели. В заключение заместитель председателя комиссии - один из ведущих ученых, менеджеров высшей школы, ректор Уральского государственного университета В.Е.Третьяков, дал весьма обстоятельный анализ деятельности СамГУ за последние пять лет в своем выступлении на Ученом совете университета и показал возможности, которые университет может использовать в своей деятельности в ближайшие годы.

- По каким направлениям осуществлял свою деятельность университет и каковы резервы его развития ?

- Прошедшее десятилетие, начиная с 90-х г.г., не прошло бесследно как в целом для высшей школы, так и для Самарского госуниверситета. В начале этого десятилетия университет развивался, стараясь выжить. Это было связано с тем, что университеты только входили в рыночную экономику, пытались применить многоканальное финансирование. В конце десятилетия мы видим, что, несмотря на сокращение бюджетного финансирования, университеты уже более или менее чувствуют себя уверенно в рыночной экономике. Я думаю, что в немалой степени этому способствовало достаточно четкое видение проблем, которые стояли перед университетами в целом и в том числе перед каждым университетом в отдельности. Мы сумели разработать и принять в 1996г. “Концепцию развития Самарского государственного университета как центра образования, науки и культуры”. В конце 2001 г. была принята новая редакция Концепции на 2002г.-2010г. Мы ставили и ставим задачу, суть которой - осуществить структурную перестройку вуза по двум направлениям. Первое направление – это сохранение естественно - научных факультетов. Я уверен, что в ближайшее время появится спрос на специалистов, которых готовят эти факультеты. “Узким” местом на естественно - научных факультетах (и комиссия это отметила) остается материальная база. Учебное оборудование требует модернизации. А для этого необходимы соответствующие капиталовложения. Эта проблема не может быть решена только силами университета. На ее решение должны быть направлены денежные потоки грантов, которые получают кафедры, а также деньги, получаемые по договорам с предприятиями на подготовку специалистов и т.д.

Второе направление – рост числа специальностей. Среди гуманитарных это специальности “Государственное и муниципальное управление”, “Менеджмент”, “Социальная работа”, “Социальная педагогика”, “Культурология”, “Журналистика” и т.д. Открыты новые специальности на механико-математическом факультете, которые носят прикладной характер. Это такие специальности, как “Компьютерная безопасность”, “Математическое обеспечение и администрирование информационных систем”.

В последние годы наша деятельность носила целенаправленный характер с учетом требований рынка. В университете созданы два новых факультета – психологический и экономики и управления. Увеличилось число кафедр. В настоящее время подготовку ведут 48 кафедр, в том числе 40- выпускающих. За это время открыт Центр повышения квалификации и подготовки специалистов. С апреля 2001г. вместо гуманитарных отделений в Сызрани и Похвистнево у нас функционируют представительства СамГУ. Буквально на днях на базе гуманитарного отделения в Тольятти создан Тольяттинский филиал Самарского государственного университета. В эти годы существенно выросло число студентов. В начале 90-х г.г. в СамГУ училось где-то 5,5 тысяч студентов, сейчас –10 426 (из них на дневной форме- 5559 человек). По 48 специальностям ведется подготовка в аспирантуре университета. Увеличилось число специалистов высшей квалификации – кандидатов и докторов наук. За эти годы мы открыли 3 диссертационных совета по защите кандидатских диссертаций и 6 докторских диссертационных советов. Наши преподаватели могут получить ученую степень, защитив диссертации в нашем совете. В настоящее время в университете работают 62 доктора наук. Для относительно молодого вуза это неплохо. На новые специальности пришло большое количество молодых преподавателей. При этом ставится задача значительно увеличить количество кандидатов наук до 30 лет. Также у нас должны появиться доктора наук в возрасте 35-40 лет. В связи с этим одна из главных и острейших проблем остается кадровая проблема. У нас есть профессура, которой уже достаточно много лет, есть среднее звено и мало молодежи. Высшая школа может функционировать эффективно только тогда, когда в ней существуют эти три поколения и когда постоянно идет ротация кадров. Научные школы должны пополниться молодыми людьми. В СамГУ оказывается поддержка всем тем, кто стремится написать и защитить докторскую диссертацию. Это и материальная помощь, и издание книг и т.д.

- На что необходимо обратить особое внимание с тем, чтобы университет развивался более эффективно?

- Наряду с достижениями, которые имеет Самарский государственный университет и о которых шла речь в заключительном слове В.Е.Третьякова, конечно же , существуют и проблемы, которые необходимо решать. Комиссия была приятно удивлена и высоко оценила то обстоятельство, что в нашем университете пятикурсники продолжают распределяться. Огромное внимание мы уделяем компьютеризации университета и внедрению современных информационных технологий, но жизнь не стоит на месте, потребности растут , и количество компьютеров должно быть увеличено как минимум вдовое. В учебном процессе необходимо использовать такие компьютерные программы, с помощью которых студенты смогут овладевать знаниями и использовать их на практике. Это очень существенная проблема, поскольку программное обеспечение дорого стоит. В какой-то степени ее решению будет способствовать создание мультимедийной библиотеки, о которой в своем выступлении на Ученом совете говорил Е.Я.Коган.

Одно из самых “узких” мест – это университетская библиотека. К сожалению, она не имеет собственного здания и находится в стесненных условиях. Помещения, в которых располагается библиотека, не предназначены для хранения постоянно растущего книжного фонда и размещения большого количества читателей. Решить проблему должно строительство библиотечного корпуса, которое мы планируем.

Каждый студент, начиная с первого курса, должен иметь программы обучения вплоть до пятого курса, а это требует значительно улучшить методическое обеспечение учебного процесса в вузе.

В заключение хотелось бы сказать о том, что комплексная проверка отражает результаты деятельности вуза, а также указывает на перспективы его дальнейшего развития.

Нина Окоркова.